Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

День триффидов

Джон Уиндем

  • Аватар пользователя
    Аноним8 февраля 2020 г.

    Вялотекущий постапокалипсис

    Специалист по триффидам Билл Мэйсен просыпается в мире, который кардинально изменился всего за одну ночь - причем не в лучшую сторону. Почти все жители Лондона внезапно ослепли, и теперь растерянно бродят по улицам в поисках пропитания. А те кто понаглее, посильнее и посноровистей хватают зрячих и превращают их в рабов-поводырей.

    Зрячие в свою очередь объединяются в группы, и каждая из них пытается наладить жизнь в новых обстоятельствах. Понятное дело, между группами неминуемо происходят стычки, а иногда и полноценная борьба идеологий.

    Добавьте к этой напряженной обстановке плотоядных и вполне наделенных интеллектом растений, которые способны передвигаться и убивать одним ударом жала.
    Ну вот интереснейшая же задумка! Именно на неё я и купилась. И даже после некоторого разочарования, считаю идею хорошей.

    Казалось бы, что при таких вводных данных и скромном объеме романа события ну просто обязаны развиваться динамично. Но как-то с этим не сложилось у автора. Добрую часть книги главный герой просто себе блуждает с задумчивым видом. Со временем к блужданиям присоединяется подружка главного героя - Джозелла - и они блуждают вместе. Болтают в барчике, устраивают ужин при полном параде в богемной квартирке.
    Таких моментов, по моему мнению, не в тему много. Я совсем не этого ожидала от истории, в которой только что, между прочим, рухнул мир. Всё время ждёшь какого-то развития, а его практически и нет.

    Сколько сложных, неоднозначных ситуаций можно придумать в данных условиях. Не могу сказать, что их совсем уж не было, но если бы я по каким-то причинам не прочитала часть сцен, то ничего бы не потеряла - вот никак они не влияют ни на сюжет, ни на раскрытие персонажа, ни на развитие отношений.

    Может в таком случае прописана какая-то глубокая психология, личные переживания? Этого я тоже не встретила. Билл Мэйсен буквально как чистый лист. Складывается впечатление, что у него нет ни родных, ни друзей, ни привязанностей, ни предпочтений, ни воспоминаний. Конечно, было рассказано о его работе и детстве, но я совсем не это имею в виду. Я не увидела самой личности.

    Я не сопереживала ни одному персонажу. Что в принципе редко случается. Даже в посредственной книге я как-то неосознанно выбираю кого-нибудь, за кем мне интереснее всего наблюдать; и с нетерпением жду его или её появления на страницах. Тут же и главные, и второстепенные герои, остаются для меня загадочными незнакомцами, мотивацию которых я не понимаю.

    Например, я не поняла какого чуда у Билла и Джозеллы внезапно появились чувства друг к другу. Да, потусили они вместе, поболтали, в дом к Джозелле съездили; Билл подумал пару раз, что она ничего себе мадам. А потом он такой: “Давай детей заведём”. И она такая: “Ок”.

    Как-то так происходит взаимодействие персонажей на протяжении всей книги.

    Автор пытается раскрывать характеры посредством диалогов, и в этом нет ничего плохого. Если бы не сами диалоги.

    Дело вкуса, конечно, но не люблю я реплики на три страницы. Бывает много ситуаций, когда такое оправдано, не спорю. Но когда так разговаривает каждый второй персонаж это катастрофа. Теряется нить разговора, это раз. Во-вторых, ну не разговаривают так люди, даже умные и образованные.

    И ладно бы в диалогах вещали какую-то важную информацию, но это явно рассуждения автора устами героев. Я совсем не против что у автора есть свои взгляды, это очень здорово. Только не надо мне лекции читать.

    Несмотря на всё сказанное выше, “День Триффидов” написан не то чтобы плохо. Свой стиль у автора есть, и он приятный.
    Плюс, я делаю скидку на то, что роман впервые издавался в 1951 году. В своё время публика высоко оценила “День Триффидов”, о чем свидетельствует множество экранизаций и радиопостановок. Представляю, какой интерес вызвала идея романа в те времена. Да и сейчас она цепляет.

    7
    157