Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как роман

Даниэль Пеннак

  • Аватар пользователя
    Nekipelova5 февраля 2020 г.

    Просто любить читать.

    Читать - это так просто и так естественно. Мы учимся этому с раннего детства, кто в школе, кто раньше под руководством родителей или воспитателей. Мы все любим книжки. Сначала нам их рассказывают, а потом мы уже сами можем открыть для себя книги и все, что они нам дарят. А дарят они нам приключения, новых друзей, знания, открытия, море смеха, хорошего настроения, открывают для нас двери в другие миры, где можно спрятаться от всех проблем, которые досаждают нам в жизни. Заманчиво, правда? Так почему же не все читают? Или почему не все любят читать? На этот вопрос и отвечает нам автор в своем эссе.
     
    Мне никогда не запрещали читать, но я никогда этим не злоупотребляла. Не читала с фонариком в постели, ночью или в сумерках. Нет, у меня был спортивный режим и я точно знала, что приключения станут только интереснее, если я продолжу их завтра. Но я читала во все остальное время - во время готовки и нарезания овощей, во время ходьбы до остановки (15-20 мин средним шагом), в травмаях, автобусах, даже в душе! Вот только за это меня гоняли, потому что влажность портит книги. Мне никто не запрещал читать и я очень признательна родителям за то, что не убили мою любовь к чтению.
     
    В противовес моей полной свободе к чтению существуют и другие случаи. Вот у моего мужа, например, очень грустная история со чтением. Вчера разговаривали с ним про это эссе и он рассказал, что в детстве мама отобрала у него "Трех мушкетеров", когда оставалось всего ничего дочитать, страниц 50. Мотивируя это, конечно, всем тем, что так интересно рассказал Пеннак. Ему вернули книгу, конечно, потом, но это был разрыв отношений надолго. Потом его немного растрясла фантастика, но сейчас он тоже не особо читает, но, любовь у него осталась. Пусть он в этом и не признается, но тайное желание нет-нет, да прорывается. Хорошо, что есть аудиокниги.
     
    Да, я знаю всю эту полемику про то, что прослушанные аудиокниги нельзя считать прочитанными, что это совсем не то, что надо только читать глазами. Но, ведь нет возможности у некоторых читать. Физической. Люди с плохим зрением, слепые, те, кто не может читать? Прослушивая книгу, неужели они не считают ее прочитанной? Считают, еще как. Ведь первые наши книги были как раз сказки, прочитанные мамой перед сном. И почему потом стало нельзя слушать чтение?


    Странное дело, как вывелось в наше время чтение вслух. Что сказал бы на это Достоевский? А Флобер? Нет больше права посмаковать слова во рту прежде, чем вбить их себе в голову? Нет больше слуха? И музыки нет? И слюны? И вкуса у слов больше нет? Так уж ничего и нет? А что же Флобер — не он ли орал сам себе свою «Бовари» так, что барабанные перепонки чуть не лопались? Кому и знать, как не ему, что содержание текста идет через звучание слов, из которого и выплавляется их смысл? Кому, как не ему, так упорно боровшемуся с неподходящей музыкой слогов, с тиранией ритма, знать, что смысл это то, что произносится? Что? Немые тексты для чистого разума? Сюда, Флобер! Достоевский! Кафка! Диккенс, сюда! Великие глашатаи смысла, скорее сюда! Всколыхните своим дыханием наши книги! Нашим словам нужна плоть! Нашим книгам нужна жизнь!

    Так что, читайте и слушайте и любите!
     
    Жаль, что на самом деле нет никакого различия между странами. Что у французов, что у нас - одинаковое отношение учителей, попытка вбить в голову истину про то, что хотел сказать автор, что на самом деле сказал, какие герои. И что НАДО читать, и что вы ДОЛЖНЫ прочесть. У нас мне школьная программа казалась ужасом. Она до сих пор мне кажется ужасом. Единственное, что я запомнила - "На дне" Горького. Остальное забыла как страшный сон. Вот внеклассное чтение было гораздо интереснее, но то же было совсем другое. И у французов все то же самое со школьной программой. Вот это действительно печально и грустно.
     
    Слушала аудиокнигу в исполнении непревзойденного Игоря Князева. Как обычно - все на высоте. Особенно понравился звук, обозначающий разделение между главами. Повествование эмоциональное, но в меру. Чувствуется такая же любовь к книгам, как у автора, что сказывается и сразу чувствуется. Немного музыкального сопровождения в начале глав, которое никак не мешает восприятию. Примечания выделены немного измененным голосом, как будто в бочке, точно не перепутаешь, что это примечание. Понравилось однозначно!

    17
    551