Рецензия на книгу
Дознание и другие пьесы
Петер Вайс
Аноним29 января 2020 г.Три совершенно разные пьесы. Три оригинальные, запоминающиеся, смешные, грустные, страшные пьесы.
Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада
_____На первый взгляд – история Марата и его убийства, столкновение взглядов Марата и маркиза де Сада, пространно высказываемых обоими.
На второй – спектакль о Марате и его убийстве, поставленный в сумасшедшем доме (понятно, что проходит спектакль не без накладок и беспорядков).
На третий – спектакль смотрим мы, современные люди, представители современного благополучного мира; не забывать об этом нас призывает Глашатай.
На четвертый – пафос всех участников представления сводят на нет пациенты – «актеры», «хор» и массовка.
В столкновении всех этих пластов открывается иронический взгляд автора на современное общество. Именно автор смеется последним – и смех его почти невыносимо горек.Дознание
___Почти документальный рассказ о концентрационном лагере, где смерть – далеко не самое страшное. Судебный процесс, на котором обвинитель задает вопросы, а свидетели и обвиняемые отвечают. Две версии событий страшно расходятся: «он убил по крайней мере тысячу» – «я не пойму о чем речь, я всего два раза стоял в стороне и наблюдал за порядком, исключительно по долгу службы».
Один из самых страшных эпизодов – мелькнувшее замечание одного из свидетелей, который говорит, что выжить в таком лагере можно, только если ты сумел устроиться – помогал врачам, был секретарем и заполнял документы (находился – хотя бы время от времени – по другую сторону).
В финале один из обвиняемых скажет так: «Мы все — я хочу это еще раз подчеркнуть — только исполняли свой долг, даже если нам приходилось очень трудно и мы были близки к отчаянию. И теперь, когда наша нация своим трудом снова заняла ведущее положение, нам лучше бы заниматься другими делами, а не упреками, которые за давностью лет давно пора забыть». И пьеса закончится «одобрительным смехом обвиняемых».О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился
_____Пьеса, созданная в традиции ярмарочных представлений – о маленьком человеке, которому нет в этом мире никакого счастья, а одни только обиды. Смешно, в стихах нам расскажут о том, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Главному герою сопутствует некий Вурст (нечто среднее между Мефистофилем и Вергилием),последовательно водя Мокинпотта по всем инстанциям, пока тот не убедится, что помочь простому обывателю в его несчастьях не могут (таков уж наш злосчастный мир) ни родная жена, ни врач, ни правительство, ни даже высшие силы. Но только он сам.
8322