Рецензия на книгу
Голод
Кнут Гамсун
Аноним8 ноября 2011 г.Голод, который не тетка с пирожками, а достоевщина
Голод – субъективное ощущение потребности организма в пище. Ощущение голода может проявляться в виде жжения, давления или даже боли в эпигастральной области, иногда тошнотой, головокружением, головной болью.
Безымянный герой Кнута Гамсуна в точности испытывает все описанные выше симптомы, а затем и последствия этого самого голода. Безжалостно-выразительно описаны выпадающие волосы, смены настроения от ненависти и гнева на всех и вся, а особенно – на Бога – до эйфории и беспричинного ликования. Сосать стружку, сосать кровь из собственного пальца, спасаясь от голодной смерти. Стоп. Кто же этот находчивый товарищ?
Он – писатель, натура утонченная, глубоко чувствующая, возвышенная и впечатлительная. Не просто писатель, а молодой и полный сил начинающий творец, пытающийся обеспечить свое существование с помощью своего литературного дарования. И с переменным успехом это ему удается, при условии, что вообще можно назвать успехом те жалкие условия, в которых ему приходится жить. Говоря коротко и по существу, герой находится за гранью бедности и попросту нищенствует, изредка перебиваясь крохами, которые приносят ему статьи, купленные редактором газеты. В поток сознания голодающего и бросает Гамсун своего читателя.
От слов «Я не ел уже три дня» кровь стынет в жилах. От бесчисленных попыток написать что-либо стоящее и связанных с этим мучениях голова идет кругом не только у героя, но и у читающих. Листая страницы этого психологического триллера с одним действующим лицом, кушать, как ни странно, совсем не хочется, не смотря на то, что постоянно говорится о голоде, слишком сильны сами терзания, а причина их будто уходит на второй план. Внимание и мысль концентрируется на том, сколько же бедняга еще продержится, прежде чем дойдет до самого края или, если угодно, дна, где это дно вообще и как далеко еще можно зайти. Часто вспоминался Родион наш Раскольников, есть у них общее, да и психологизм Гамсуна едва ли не столь же глубок, как у Достоевского. Во всяком случае, широко известно, что творчество Фёдора Михайловича оказало немалое действие на норвежца. Однако ж голодный старушку не тронет. Примечательно, что при всей плачевности ситуации герой совершенно не рассматривает иной источник дохода помимо писательства, а они же есть, куда им деваться-то? Но он остается верным себе, честным, прежде всего перед самим собой. И не только в профессии, но и в своем мироощущении. Для него правильнее тихо умереть от голода на лавке под дождем, чем просить милостыню у прохожих, а деньги, появившиеся в кармане вследствие ошибки, отдать старушке честнее, чем питаться на них пару дней. Приемлемо потерять всё, что угодно, но не чувство собственного достоинства.
Кроме того, голод не ограничивается исключительно физиологической составляющей. Герой терзается и от голода духовного. Без друзей, без близких, без любимых. По сути, герой Гамсуна совершенно отрезан от мира, от стандартного жизненного уклада в понимании обычного среднестатистического человека. Будто бы не асоциален и в то же время вне социума. Далеко не все его статьи нужны, интересны и востребованы, подчас он выбирает странные темы, да и от постоянного голода не в силах как следует сосредоточиться на работе. Выходит, и на литературном поприще он не достигает самореализации. Таким образом, голод рассматривается как неудовлетворенность человека в целом, во всех возможных жизненных аспектах.
Никогда не забуду эпизода с пуговицами. Герой решил срезать пуговицы со своей куртки и отнести их ростовщику, чтобы выручить хоть немного денег, хоть самую малость. Пуговицы! Для меня это уже было апогеем, а на счастливый финал можно было лишь надеяться.
1246