Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
AntonUskov48719 января 2020 г.Как стать счастливым?
"Весь секрет счастья и добродетели: люби то, что тебе предначертано ".
Но…Ваше ли это счастье?
Книга начинается с описания процесса "рождения" и воспитания людей дивного нового мира, что сразу же наталкивает на вопрос: о каком счастье может идти речь, если нашу природу и наши убеждения предопределяют заранее?
За нас уже решено, чего мы будем хотеть и к чему стремиться. Как вы поймете, где ваша собственная воля, а где чужая?
Индивидуальности несчастны
Что если вам "посчастливилось" стать индивидуальностью и мыслить нешаблонно? Вы можете быть слишком одаренным, как Гельмгольц, или слишком обделенным, как Бернард. В обоих случаях вы будете несчастны, потому что общество вас отвергнет. Принимайте банальное счастье, как у всех, или будьте несчастны, зато оригинально и по-своему.
Счастье – смерть высокому
Если общество культивирует идею всеобщего счастья как высшей ценности, то из этого неизбежно следует требование жертвовать личным счастьем ради общественного, вплоть до абсурда: много грустить, проводить время в одиночестве и задумываться – неприлично!
Основа для счастья – стабильность. Культ счастья – это культ стабильности.
Стабильность предполагает отсутствие сильных чувств. "Поток, задержанный преградой, взбухает и переливается - позыв обращается в порыв, в страсть, даже в помешательство: сила потока множится на высоту и прочность препятствия. Когда же преграды нет, поток стекает плавно по назначенному руслу в тихое море благоденствия". Более просто это выражается в массовой гипнопедической установке: "когда страстями увлекаются, устои общества шатаются".
"Эмоция таится в промежутке между позывом и его удовлетворением". Лучший способ успокоить страсть – немедленно получить желаемое. Стоит только захотеть и у вас это уже есть! Разве не здорово?
Но вот парадокс: все, что доступно – дешево. Вы не можете чего-то сильно хотеть, не можете быть чему-то сильно рады и что-то сильно ценить. Дешевы становятся даже люди, потому что штампуются под копирку словно банки на консервной фабрике: "убийство означает гибель особи – а, собственно, что для нас одна особь? ... Мы с величайшей легкостью можем сотворить сколько угодно новых".
Это счастье, где нет семьи, нет любви, нет дружбы, нет больших целей и достижений. Ведь все эти понятия заключают в себе много страстей, а значит и угроз для стабильности. Куда безопаснее сделать все общество большой семьей, где все друг другу и друзья, и любимые. А стремиться особо не к чему, да и не за чем: ваша судьба уже предопределена и все, что вам нужно – доступно. "В умственной сфере и в рабочие часы - мы взрослые. А в сфере чувства и желания – младенцы".
Развитие само по себе противоречит идеи стабильности, а значит, наука и искусство останутся в прошлом. "Когда властью завладевали массы, верховной ценностью становилось всегда счастье, а не истина с красотой".
Пустой мир изобилия
В дивном новом мире есть все материальное, но уничтожено все возвышенное. Вам оставили примитивные удовольствия вроде телепередач и сомы. И это по-вкусу абсолютному большинству, за исключением только тех, кто "по каким-либо причинам достиг высокого уровня самосознания и способности мыслить нестандартно".
Отсутствие свободы, индивидуальности, глубоких чувств, науки и искусства – вот цена рефлекторного счастья. Хотим ли мы такого "счастья" – вот вопрос, который задает нам Олдос Хаксли.
Или же мы, в согласии со своей sapiens-природой, примем точку зрения, что "назначение жизни состоит не в поддержании благоденствия, а в углублении, облагорожении человеческого сознания, в обогащении человеческого знания".
Содержит спойлеры1190