Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ofiara bez twarzy

Stefan Ahnhem

  • Аватар пользователя
    Аноним18 января 2020 г.

    Детективный детектив!

    Эту книгу я бы назвал — «детективный детектив»! Обычно жанр детектива, строго говоря, традиционен: есть жертва и — тот кто ищет убийцу; есть детективы с нотками триллера, где главенствует нарастающая тревога и беспокойство. А это произведение — детектив без лишних ответвлений от расследования, где нет ничего лишнего, только убийца — он главное действующее лицо. Этот убийца чрезвычайно умён и расчётлив. Он проводит своё возмездие таким способом, что читатель вместе с теме, кто пытается «найти и разгадать», «понять и предугадать», «разгадать и объяснить», проваливается в своих версиях и догадках.

    Эту книгу в полной мере можно отнести из разряда «не могу оторваться»: ты не можешь её отложить «до завтра» пока хотя бы примерно не начнёшь понимать «Кто» и «Как он это сделал», но предположения, хоть какие-то, не наступают. Это книга невероятно концентрирует, ты обескуражен вместе с полицейскими, которые пытаются понять кто же убийца, это детектив—загадка, которую желаешь разгадать быстрее детективов, испытывающих в своём расследовании почти что безысходность, запутавшись в версиях и методах выявления виновного в изощрённо придуманных преступлениях.

    Здесь жертв больше десятка, а убийца – вершитель их судеб, который несёт возмездие своим одноклассникам. В то же время «неизвестного» не назовёшь «серийным убийцей». Один из главных акцентов в этом романе — изысканность в фантазиях убийцы: помимо традиционного поиска преступника, детективы пытаются разгадать «Как» совершено преступление?! Оно происходит одно за другим, а ты не понимаешь, как оно было совершенно. Например: жертва едет в машине, одна, рядом — никого, в течении пути в машину никто не подсаживается, жертва нигде не делает остановку, и… — убийство! В морге, при обследовании тела, патологоанатом не сразу понимает, как же произошло убийство: на теле нет никаких повреждений, вскрытие ничего не показывает, и лишь случай даёт ответ, когда жертве решают поднять веки — глаза оказываются выжженными, словно о них затушили сигареты. Как? Женщина просто ехала в машине, одна, по своим делам… Как??! И каждое следующее убийство, словно головоломка, которую никто не может разгадать. Лишь детектив Фабиан Риск, который, со свойственному только ему умозаключению, приходит к определённым выводам и результатам.

    Это первая книга из серии о детективе Фабиане Риске. Вторая — «Девятая могила» Стефан Анхем — конечно же, обязательна к прочтению (а сама история в ней происходит за полгода до событий в первой книге).

    «Жертва без лица» косвенно затрагивает проблему закладывания психологического расстройства ребёнка в школьный период, когда одноклассники планово и регулярно издеваются над учеником, изводят его всем классом. В данной книге всё сгущается в красках для большего литературного эффекта, что в результате и выливается в объяснимый конфликт между убийцей и жертвами. Но и в реальной жизни существует вопрос: на что готов идти человек, который требует к себе внимания, а его никто не замечает. Результат — такой человек готов на многое, затаив обиду и выплеснув всё спустя время, сказав своё веское слово путём массовой трагедии, страшным деянием, изощрённым убийством, преступлением-головоломкой, которое можно раскрыть только поняв психологию убийцы и его личность, а сделать это непросто, как и непросто остановить такого человека.

    Эта книга для меня станет особым произведением в жанре детективов ещё и потому, что я был полностью на стороне убийцы: в произведении с первых глав даётся пояснение мотива, и, читая, ты вполне понимаешь, почему совершаются убийства, за что, и убеждаешься — по заслугам! Стефан Анхем сочинил убийцу, как жертву заложенной психологической травмы в школьные годы, который чётко отдаёт себе отчёт в своих действиях и поступках, чей план выдержан временем, обдуман и тщательно подготовлен.

    Читая это произведение, мне вспоминался фильм Винченцо Натали «Куб», в котором существует загадочное помещение со смертоносными ловушками. Некий дух фильма я уловил и в этом детективе, когда ты пытаешься понять некие знаки, шифры, послания от убийцы, но безуспешно. Всё происходящее здесь даже не убийства, а одна сплошная загадка, разгадка которой способна разом всё остановить.

    Автор конструирует своё произведение так, что в момент прочтения ты имеешь возможность рассуждать и представлять свои варианты событий, но каждая подробность, каждый абзац в тексте застаёт тебя врасплох, и ты понимаешь, что идёшь, так же как и все, по ложному пути. В таких детективах читатель узнаёт всё в последний момент, а в процессе чтения ощущаешь себя сотрудником полиции, входя в азарт предлагаемых обстоятельств, пытаясь разгадать первым «Кто он».

    «Жертва без лица» — дебютный роман Анхема, выпущенный в 2014 году. Вторая книга из серии о детективе Фабиане Риске «Девятая могила» была написана в 2015 году и получила немецкую премию Mimi Award как лучший криминальный роман года, а значит впечатления от прочтения ожидаются не хуже.

    У автора также имеются ещё два романа — «Arton grader minus» (2016) и «Motive X» (2018), но они ещё не переведены на русский.

    9
    834