Рецензия на книгу
Cari Mora
Thomas Harris
winpoo15 января 2020 г.Книга утраченных иллюзий
Сказать по правде, я разочарована и очень. Я помню, как поразил меня когда-то «Красный дракон» - не только сюжетом, но и кошмарно реалистичной детализацией. Тогда мне казалось, что ничего похожего я раньше не читала и больше не прочитаю. Ошиблась, конечно, появились и более жестокие и впечатляющие книги Ж.-К. Гранже, Ф.Тилье и др. Тем не менее забыть свое тогдашнее потрясение не смогла, хотя сегодня книги о Ганнибале Лекторе чуть ли не триллерная классика. И вот – «Кари Мора».
Т. Харрис погружает читателя в брутальный мир, где человеческая жизнь ничего не стоит, моральных границ нет, а убийства совершаются чуть ли не за обеденным столом, когда «между первой и второй перерывчик небольшой». Сюжет больше похож на сценарий и даже обрывается как-то внезапно, как если бы «продолжение следовало». Но нет никаких продолжений – книга короткая и фрагментарная, как набросок или синопсис киношного экшн-сценария: так и видишь, как на побережье Майами в «синем море, в белой пене» выныривают ненатурально оскаленные бандитос с АК в руках и колокольчиком на рыболовном крючке на татуировках на левой пятке. Все выглядит так неестественно и несерьезно, что кажется комиксом.
Такое впечатление, что в книге все наполовину: наполовину раскрыты характеры и прошлое героев, наполовину рассказывается основная история, наполовину обрисовываются страшные подробности «приключения» Кары (буквально последние 40 страниц). Сказать, что это откровенная халтура, язык как-то не поворачивается. Сказать, что это ни по объему, ни по сюжету никак не тянет на историю, которая «вынашивалась» 13 лет, - тоже. Читая, мне так и хотелось посоветовать Т. Харрису обратиться к нашим литературным неграм - они сотворили бы ему подобное «мыло» за пару месяцев, если не быстрее. Сказать, что это было захватывающе интересно, будет не совсем правдой: да, читается легко и местами с адреналином (невозможно не покрыться мурашками при чтении эпизодов, как в машине «жидкой кремации» Шнайдера растворяется, а потом сливается в унитаз тело Клары или как жадно и нетерпеливо съедается Имраном сырая донорская почка), но не более того.
По сути, здесь три лейтмотива, вечно тревожащие авантюрную душу: поиск клада и извлечение его из хитро придуманного тайника, демонстрация мерзких извращений и история предательства. В первом мне не хватало напряжения и игр разума, во втором был избыток какого-то внутреннего любования людьми, могущими себе позволить лелеять и «кормить» свои патологии, в третьем недоставало психологичности - даже подлости казались какими-то механическими, обыденными (и никаких моральных терзаний, мук совести, внутреннего Бога). В целом роман напомнил мне бойню и бульварщину в одном флаконе - нечто в духе наших лихих девяностых или их, колумбийских, семидесятых.
Не знаю, стоило ли это писать, но читать вряд ли стоит.
311,1K