Рецензия на книгу
Тайные виды на гору Фудзи
Виктор Пелевин
Аноним15 января 2020 г.Пелевин-light и феминизм
Фильтруй санскрит! (с)
К последнему роману Виктора Олеговича я подошла изначально с сильно заниженной планкой ожиданий
и скорее всего вообще бы за него не взялась, если бы, стыдно сказать, не обнаружила сей прошлогодний бестселлер в магазине "Фикс-прайс" за 199 рублей (за издание в переплете - культурные ценности девальвируются стремительно, ребята). Так что я повелась на низкую цену, ничего выдающегося не ждала от слова "совсем", и наверное отчасти поэтому мне роман очень понравился.На самом деле, конечно, "Тайные виды на ору Фудзи" — гораздо большее возвращение к истокам (хотя не сказать, чтобы он вообще от них когда-то сильно уходил) Пелевина, чем тот же "айфак". Там было меньше метафизики, больше условно актуального: здесь же маэстро полностью эксплуатирует уже хорошо пройденные тропы и темы. Есть олигархи, но на их месте легко представить братков из 90-х, а проблематика вся та же, что и в "Желтой стреле" или "Чапаеве": просветление, нирвана, выход из колеса сансары, платоновский миф о пещере и т.д.
В общем, всё тот же дзен-буддизм для начинающих, разве что больше "разжеванный" для непонятливых и с отчетливым оттенком иронии: выход за пределы жизни-майи, полной боли и страданий, в "Фудзи" находят те, кого эта самая жизнь полностью устраивает. И начинают активно работать лапками, чтобы откатить свое нечаянное просветление и "остаться". Это правда смешно — эдакий анти-Пелевин.
По ходу чтения еще ловила на мысли, что сам Пелевин по отношению к своим читателям выступает как те самые медитирующие монахи в эмо-шлемах (или как там) по отношению к своим ленивым клиентам: проникает в суть сложных метафизических идей и буддистских теорий, то есть, проделывает основную умственную работу, затем разжевывая все и объясняя чуть ли не на пальцах в развлекательной фастфуд-литературе про олигархов и содержанок.
(Вот смешно ему наверно читать отзывы типа "это гениальнейшее произведение, кому не нравится, те просто ничего не поняли, интеллектуально не доросли! это сложно!!")Все новшества в "Фудзи" носят скорее формальный, чем принципиальный характер. Есть, конечно, "приметы времени": стартапы, инстаграмы, намеки на известные скандалы. Как когда-то Чапаев объяснял принципы просветления на картошке, так герои "Фудзи" изъясняются, обращаясь к примерам фейк-ньюз или дорогих телефонов в кредит — но суть все та же. Вместо дискурса — нарратив, вместо устаревшего гламура — эзотерический феминизм (гламур впрочем тоже есть, только теперь его изобретение приписывается не элегантным вампирам, как в Empire V, а гнусной патриархии).
Кстати, про феминизм. Это наиболее оригинальная составляющая романа, по которой "Фудзи", скорее всего, и будут идентифицировать в пелевинском творчестве: про буддизм и просветление-то все понятно, а феминистская тема для мастера во-первых достаточно новая, а во-вторых в принципе одна из самых актуальных в мире сейчас вообще, актуальнее некуда (тут, конечно, Пелевин молодец). В пересказе эта линия выглядит чудовищно (какие-то пио-крюки, веревки смерти, подземные ящерицы и прочий бред), но на деле все излагается довольно стройно и прости-господи логично. Стеба и иронии над феминизмом тоже хватает, но не до откровенного глумления, и в целом все достаточно лояльно (кто бы мог подумать!)
Секрет такого гармоничного отношения с темой, кажется, заключается в том, что Пелевин, как и в линии с просветлением олигархов, снова не изобретает велосипед, а обращается к давно пройденному. Вся теория "эзотерического феминизма" вырастает из старого доброго учения дона Хуана и книг Карлоса Кастанеды, к изданию которых в России в начале 90-х приложил руку тогда еще совсем молодой Пелевин (первые три книги вышли в московском издательстве "Миф" в переводе Максимова под редактурой В.О.). Из Кастанеды в "Тайные виды на гору Фудзи" перекочевали и женщины-маги, управляющие энергетическими нитями (пошловато видоизмененными до пдо-крюков с веревками смерти), и трансцендентные опыты под психоделиками, и эстетика ящериц.
В дебри теории феминизма Пелевин благоразумно не слишком погружается (и слава богу!), ограничиваясь тем, что у него хорошо получается: подернутыми эзотерикой размышлениями об истинной природе бытия. Снова фигурирует выдуманная феминистка Аманда Лизард (в iphuck цитировались её мужененавистнические "воспоминания" "Соглашаясь на пенетрацию"): в "Фудзи" становится понятно, что её образ базируется на стыке образов агрессивной радикальной феминистки Андреа Дворкин (Аманда по книге - её "сестра") и женщин-сталкеров из "партии" Карлоса Кастанеды (по легенде Аманда также к ним относилась).
Что представляет из себя результат подобного скрещения — легко представить. Достаточно упомянуть, что мужчины в среде пелевинских феминисток называются не иначе как х***мрази.
Читается все это легко и весело, часто действительно смешно. И вообще очень многое хочется цитировать ("Румяные гниды генерируют лиды"). Видно, что Виктор Олегович не то что бы особо напрягается последние годы, но именно "Фудзи" — гораздо ближе к "канону", на котором мастер когда-то сделал себе имя, чем очень многое за последнее время.
4956