Рецензия на книгу
Два капитана
Вениамин Каверин
Аноним12 января 2020 г.Неочевидный дуализм характера Саньки Григорьева
Роман Вениамина Каверина «Два капитана» уже давно стал хрестоматийным произведением и, если не читали саму книгу, то наверняка знакомы с её экранизацией! Волею случая, судьба мальчишки из провинциального городка оказалась на всю жизнь связана с историей пропавшей полярной экспедиции и семьей её капитана. Для главного героя становится делом чести найти затерянную во льдах экспедицию и открыть миру правду о причинах её трагической гибели.
Я очень люблю советскую экранизацию 1976 года и пересматривала её бесчисленное количество раз! Ничего удивительного, что текст романа читался в моей голове голосом Бориса Токарева (исполнителя роли Саньки Григорьева), все персонажи имели облик актёров, а перед внутренним взором прокручивались целые сцены из мини-сериала. При фактологическом совпадении основных сюжетных вех, образ главного героя в сериале оказался несколько выхолощен. Экранный Санька – безусловно положительный, почти что идеализированный борец со злом. В романе же он становится таковым только после женитьбы на Кате. При описании его детства и юности довоенных лет акценты несколько смещены и отнюдь не в лучшую сторону.
Я признаю за Санькой Григорьевым ряд личностных качеств, достойных уважения. Он отличается сильным волевым характером, самодисциплиной и невероятным упорством в достижении поставленных целей. Он умён, трудолюбив, бескорыстен и наблюдателен. Но даже в совокупности все эти положительные черты порой нивелируются под гнётом специфических граней его натуры.
При прочтении сразу бросается в глаза, что для главного героя на протяжении всей жизни характерна паразитическая модель поведения. Начиная с самого детства, он стремится прибиться к группе людей и сильных личностей, способных, как локомотив, вытащить его за собой. В Энске – к Сковородниковым, в Москве – к Татариновым и школьной комсомольской ячейке, в Заполярье – к семье доктора, а в Ленинграде – к Бернштейнам. Причём, с возрастом эта модель поведения из необходимости, обусловленной проблемой выживания, становится делом привычки. Он даже потешается над данным обстоятельством в разговоре с Кораблёвым!
Вместе с тем, Григорьев импульсивен, болезненно самолюбив и абсолютно лишён способности сопереживать. Отсюда и проистекает его неосознанная жестокость к окружающим, даже самым близким и родным людям.
Наиболее вопиющим примером такой жестокости является история Катиной мамы, которую он невольно подтолкнул к самоубийству. В своём мстительном желании разоблачить Николая Антоныча, он ни на секунду не задумался о последствиях своих действий! Недаром Катя открыла матери лишь часть правды, благоразумно и сострадательно умолчав о самом главном. Примечательно, что повествование в книге ведётся преимущественно от лица уже взрослого мужчины и, вспоминая свою горячность и юношеский максимализм, он не испытывает раскаяния за своё инфантильное поведение!Эгоцентричность натуры главного героя проявляется прежде всего по отношению к его семье. Он с легкостью сбегает в Туркестан, бросив младшую сестру. За восемь лет, проведённых в дали от дома, он ни разу не удосужился дать о себе знать. Родные разыскивали его по всему Союзу и не без основания считали погибшим, а самому Саньке, по существу, было плевать на них. Он вернулся в родной город отнюдь не проведать семью, а в погоне за возлюбленной.
В юности у «правильного» Саньки весьма «гибкое» понятие о справедливости. Он готов обличать всех и каждого, выискивая мельчайшую соринку в чужом глазу. Даже несчастному Кораблёву ставит в укор робкую надежду жениться на Марье Васильевне, когда становится известно о причинах гибели экспедиции. Про подлость Ромашова и виновность Николая Антоныча он готов доказывать с пеной у рта, но при этом нисколько не гнушается лгать в собственных интересах. Он подворовывает на пути в Москву, неумело выкручивается на педсовете, отрицает, что выдал Валькин секрет Кораблёву, а на выпускном экзамене, поступившись своими хвалеными принципами, пишет «нужное» сочинение.
Основными движущими силами его поступков являются любовь к Кате и злость, проистекающая из уязвленного самолюбия. Наиболее эмоционально окрашенные эпизоды повествования обусловлены состоянием холодной ярости, в которой пребывает герой после очередной нанесённой ему «обиды».
Романтическая привязанность к Кате, наверно, самая трогательная и светлая часть произведения, но в юности Санька скорее любит её отношение к себе, чем саму девушку. Он годами пестует обиду на Катю, постоянно вспоминая, как она оттолкнула его на похоронах. При этом он не задумывается об эмоциональном состоянии убитой горем девушки, недавно потерявшей мать. Между прочим, косвенно по его вине! За долгие годы разлуки с возлюбленной ему ни разу не пришло в голову поинтересоваться, как ей вообще живётся после смерти матери, в обществе ненавистного дядюшки, повинного в гибели её отца.Разбросанные по тексту мелкие детали, красноречиво свидетельствующие о дуализме характера главного героя, не позволяют мне категорично причислить его к положительным персонажам (в отличии от Кати!). Я весьма настороженно отношусь к людям подобной формации, хотя и восхищаюсь их решительностью и упорством. Как писал поэт: «Гвозди б делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей!»
Как мне кажется, наиболее интересным действующим лицом в повествовании является Николай Антоныч. Главный злодей, елейный подлец, которому невольно прощаешь все прегрешения за безмерную и какую-то исступлённую любовь к Марье Васильевне. Возможно, на моё восприятие этого персонажа наложила отпечаток яркая и обаятельная роль Николая Гриценко, но даже по книге, у Николая Антоныча самый фактурный и сложный образ в романе. При сопоставлении двух любовных треугольников, на которых выстроен конфликт произведения, Николаю Антонычу соответствует Ромашов. Однако масштаб личности последнего несоизмеримо мельче и скуднее интеллектуально. Глубокая привязанность Николая Антоныча к Марье Васильевне самодостаточна и не омрачена болезненной одержимостью более удачливым соперником, братом, память о котором он культивирует исключительно в корыстных целях. В то время, как чувства Ромашова к Кате проистекают из зависти к Саньке, а не наоборот.
Бытует представление, что «Два капитана» – советская агитка с плоскими персонажами и нравоучительным подтекстом. Я категорически не разделяю этого мнения! Безусловно, роман является одним из выдающихся образчиков советской романтической прозы. Повествование разворачивается в антураже эпохи становления молодого советского государства и Великой Отечественной Войны, которые знакомы автору не понаслышке. Вениамин Каверин сочинил чудесную вдохновляющую историю, ставшую симбиозом приключенческого романа и романа-взросления, с увлекательным сюжетом, глубоким смыслом и неоднозначными живыми персонажами.
394,3K