Рецензия на книгу
Аустерлиц
В. Г. Зебальд
Аноним12 января 2020 г.Долго я ходила вокруг да около, всё поглядывала на тревожащую фотографию ребёнка, и, наконец, когда сил уже не было гадать "читать или нет", приступила, собственно, к самому чтению.
Я ожидала, по отзывам: нагромождение сплошного текста, в котором чёрт ногу сломит, предложения на полторы страницы, где без пол литра не разберёшься, дикий закрученный постмодерн, от которого волосы встают дыбом и начинают жить отдельной жизнью.
Что я получила: размеренное, пронизывающе меланхоличное произведение, успокаивающее, но не усыпляющее, откликающееся в опыте моей собственной жизни, спиралевидное изложение, включающее в себя визуальные образы в большей степени, чем что-то иное, историю о потере детства, памяти, личности.
У нас тут всего два персонажа: автор и Аустерлиц, который призраком появляется и так же невероятным образом исчезает из жизни первого, чтобы вновь, нежданно негаданно, вынырнуть из пустоты рядом с ним и в очередной раз скрестить пути. Их повествовательные части переплетаются, соединяются, бегут параллельно. И возникает вопрос, существует ли Аустерлиц? Или же автор сам фантом чьего-то воспаленного разума? Или, быть может, они оба - две половины целого?
Возможность глядеть на предмет под разным углом зрения - это основное, что отличает вещь искусства от прочего, и у Зебальда получается играть на этом.
Это такой опыт некого личного психоанализа. Я не скажу, будто книга - какой-то гениальный шедевр или вызвала во мне бурю эмоций. Но я удивительнейшим образом расслабилась и отдохнула, пока читала её.131,2K