Рецензия на книгу
Чудесный нож
Филип Пулман
Аноним3 января 2020 г.О мирах, ангелах, Адаме, Еве, Боге и ... призраках
"Чудесный нож" – вторая часть из трилогии "Темные начала" Филипа Пулмана, которая началась с "Северного Сияния" в далеком 1996 году, продолжает историю Лиры Белаквы (или Лиры Сирин, как её назвал Йорик) и её нового спутника Уилла Парри в поисках Пыли и утерянного в снегах отца Уилла, интересным образом сплетая события первой и второй части.
Вторая часть представляется более мрачной и кровавой прямо с первых глав, которые диктуют тон книги на протяжении всего романа, вплоть до его конца. Сюжет разбивается на несколько линий – линия Лиры, линия Уилла (затем они сплетаются), линия Ли Скорсби, харизматичного аэронавта, в одностороннем порядке удочерившим Лиру в своем сердце, и линию Серафины Пеккалы, таинственной ведьмы, взявшей на себя обязательства охранять Лиру, где бы она ни была. Как и следует ожидать, Пулман связывает все эти линии воедино к концу романа достаточно трагичным образом, но делает это мастерски – в принципе, если вы не знакомы с событиями первой части трилогии, то можно не волноваться и начинать c этой, потому что в этот раз Пулман разошелся на полную катушку и роет нору на другую сторону Земли (этой, параллельной и ещё одной) в объяснениях о том, что такое Пыль, как миры (а их множество) связаны друг с другом, а ещё кто такие Ангелы и чем не угодил человечеству Бог. Параллельно пугает нас ужасающими Призраками, поглощающими души взрослых людей, но не трогающими детей. Все это переплетено с наползанием миров друг на друга (привет, "Темная Башня"), столкновением времени и лордом Азриэлем, упорно делающим что-то непонятное в центре всего этого бедлама, но магическим образом неприкасаемого для внешних сил.
Что касается персонажей, то я знаю, что многим читателям нравится вторая часть больше, чем первая, потому что она задает новый тон («Северное Сияние» выбивается по тону из трилогии своей… простотой, что ли) и приглашает на сцену большое количество новых персонажей, в том числе и Уилла, но. Но. Но. Ради того, чтобы продвинуть арку Уилла вперед, арка Лиры ушла на второй план в прямом смысле ни с того, ни с сего, а сама Лира из не слишком умной, но быстро схватывающей, хитрой и сообразительной девочки превратилась в смиренное, глуповатое нечто с хорьком/бабочкой/воробьем на привязи, которое чем дальше углубляешься в книгу, тем меньше слышишь. Сама арка Уилла завязана на поисках его отца, который пропал ещё в его детстве и ради этого он покидает свою собственную мать, которую по многочисленным дальнейшим описаниям горячо любит, но чем дальше, тем меньше мы о ней слышим. Ради сюжета можно притвориться, что да, раз уж к тебе вламываются люди в поисках писем отца, то может быть есть какая-то надежда на то, что он жив, но если бы мне было: а) двенадцать лет; б) у меня на руках была бы психически больная мать, за которой требуется постоянный уход; в) я своего отца в глаза не видела, то стала бы я носом землю рыть, чтобы найти его? Конечно, очень скоро образуется объяснение тому, почему Уиллу нужно скрыться в самом срочнейшем порядке, но оно такое... высосанное из пальца.
С несколькими персонажами мы распрощаемся и распрощаемся абсолютно идиотским образом. Причем реально идиотским. Имея на руках ультимативное оружие помощи, один из героев просто… э… забудет о нем? В смертельной опасности? Нет, не подумайте, слезинку я пустила, но горечи в ней было больше, чем жалости. Второго героя просто выпилили из сюжета после пары судьбоносных реплик, что в принципе ничего не поменяло, ну да ладно.
В целом, книга неплоха, она более темная и богатая на сцены с битиями морды или высасыванием чьих-то душ, нежели первая, но Уилл мне не заходит ни с какого бока, ни его история, ни его стимул, ни характер, ни арка в целом. Ну вот никак. А так как он у нас нежданно-негаданно стал протагонистом, то и все прочтения для меня стало скучным, потому что… ну… скучный он, Уилл этот.
6/10
3202