Рецензия на книгу
Северное сияние
Филип Пулман
Аноним2 января 2020 г.И решил Господь создать человека, И создал он Лиру Белакву, И не осознал он, что наделал
На тот случай, если вы живете под булыжником, сообщаю - если героиня/герой дети, то это абсолютно не означает, что книга детская. Усвоили? Передайте на задние ряды, будьте добры, спасибо.
Северное сияние, может быть, на первых порах и кажется детской книгой, но это же можно сказать и о Хрониках Нарнии и о Гарри Поттере. Нет, то, что мы видим в начале романа - маленькую девочку, росшую без родителей под попечительством злобных родственник... эхем. Под попечительством ученых из Иордан-колледжа, что находится в Оксфорде, это все фасад, лишь начало конвы, которая крутится вокруг вселенских проблем. Лира Белаква - главная героиня книги, дитя пророчества, дитя, которое должно изменить мир и так далее, и так далее по списку, но если вы думаете, что все так простенько и Лира с грязевой войны с детьми кирпичников побежит в эпохальное сражение, то нет, вы ошибаетесь. С каждой главой сюжет будет становится все запутаннее и запутаннее, темнее и пугающе реалистичным, даже если в ней описываются сражения с разумными медведями с душой в броне. Ей предстоит очень долгое и мрачное путешествие в которой ей будут помогать многие - ученые мужи и женщины, цыгане, бронированные медведи и даже ведьмы, но даже так она всегда будет одна против своих врагов. Она и её деймон Пантелеймон будут сражаться за то, что им дорого, а получится ли у них мы узнаем, лишь прочтя книгу.
Тут нужно сделать пару важных отступлений:
- Филип Пулман - известный атеист и адепт идей Докинза. Читай: его книги очень антирелигиозны.
- Темные Начала - это антитеза «Хроник Нарнии», которая, как известно, является глубоко религиозным произведением, так как сам Льюис был верующим человеком. В частности, Пулман критикует цикл следующим образом, касаясь женских персонажей:
«Сьюзен, как Золушка, подвергается переходу от одной фазы жизни к другой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Он был испуган и потрясён идеей желания расти. […] Смерть лучше, чем жизнь; мальчики лучше, чем девочки; люди светлого цвета лучше, чем люди темного цвета, и так далее. Такой противной бессмыслицы в «Нарнии» хватает с лишком, если внимательно приглядеться.»[Из статьи Philip Pullman. The Darkside of Narnia // The Cumberland River Lamppost, 2 September 2001]
Неудивительно, что несмотря на рост Лиры, как персонажа, на протяжении своей трилогии, даже когда она начинает интересоваться тем, чем интересуются повзрослевшие девушки, Пулман не отворачивается
- Темные начала – вольный пересказ «Потерянного рая» Джона Мильтона. Существует огромное количество параллелей между этими двумя произведениями и многие исследователи уже проводили их, например здесь и здесь. Оба исследования довольно интересны, но единственное, что очень важно знать – это то, что: а) это было сделано намеренно и б) у Мильтона Бог – это король, который управляет своими подданными, а Пулман видит в Боге короля, но короля-тирана, который, дабы удержать свою власть, не погнушается никакими средствами.
Имея это в виду, вы понимаете теперь, что я имела в виду, когда говорила, что книга отнюдь не детская. Впрочем, лично для меня все эти намеки и подтексты в детстве пролетели только так – жуткий Магистериум (= Церковь у нас), все импликации о Пыли (= первородный грех), Еве, Адаме и прочем, прочем просто были частью фантастики для меня и книга при этом не потеряла своей прелести. Видите ли, в романе чудесно то, что несмотря на вполне реально существующие места – Оксфорд, Арктика, Аляска, - Пулман вплетает в свой мир фантастических и сказочных существ, но при этом они удивительным образом смотрятся вполне гармонично, пусть и не в общепринятом смысле. Медведи у него имеют свое королевство, а Ведьмы отнюдь не варят зеленые бурлящие зелья в избушке посреди тундры, но также имеют свое королевство, куда никому кроме них не добраться и не потому, что они убьют любого, а потому что они – отдельная раса, со своими заботами, невзгодами, физиологией и психологией, которая слишком чужда нашему виду. Что касается нашего вида – людей, то бишь, - мы тоже не остались без изменений – деймоны (= душа) всюду сопровождают людей с самого их рождения и до самой смерти. Внимание, которое уделяет Пулман описанию деймонов поразительно и в какой-то момент начинаешь жалеть о том, что, как и письмо из Хогвартса, твой деймон потерялся где-то на Почте России.
Это поистине захватывающая книга с кучей поворотов, которая легко читается и при этом имеет глубину, которую можно рассмотреть, лишь глубоко вчитываясь в роман. Пулман протягивает вам руку и утягивает за собой в приключения за Лирой, сначала в веселые, а потом и пробирающие до дрожи, периодически уходящие в кровавое месиво и батальные сцены.
Детям стоит почитать обязательно, а вот взрослым, полагаю, будет интересно только после просмотра ТВ-адаптации от BBC, пусть она и вышла намного менее мрачной, чем её оригинал.
7/10
Уж слишком однобокий взгляд на христианство.4266