Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Flesh and Blood

Michael Cunningham

  • Аватар пользователя
    Аноним26 декабря 2019 г.

    Очень трудно подобрать слова, чтобы описать мое впечатление от этого романа. Он великолепен? Да. Красивый язык повествования? Да. Персонажи, каждому из которых безумно сочувствуешь и сопереживаешь? Да. Сюжетные ходы, непредсказуемые, но в глубине души предчувствуемые? Да. Актуальная проблематика? Да. И еще тысячи да, потому что в этом романе, относящемся на первый взгляд к банальнейшему жанру семейной саги и уж точно не захватывающему с первых страниц, по сути найдется все, что ждет взыскательный читатель от современной прозы.

    К слову о семейной саге. Книга, прочитанная мной непосредственно перед Каннингемом, тоже относится к этому жанру. Но трудно представить себе менее схожие семьи, чем семья Матани и семья Стассос, и менее схожие саги, чем "Кинокава" и "Плоть и кровь". Там японцы в Японии со всеми вытекающими, здесь греки в Америке, тоже с последствиями. Там шестьдесят лет 20 века с началом в 19 и относительное внимание к историческим событиям. Здесь аж сто лет с посещением еще не наступившего 2035-го, а история совершенно побоку. Действие могло происходить на другой планете или в другом измерении, настолько герои живут в своем обособленном мире, настолько мало их затрагивает мир внешний. И к слову о греках в Америке. У замечательного писателя Джеффри Евгенидеса есть замечательный роман «Средний пол» , в котором греческие иммигранты таже привозят в США в своей крови нетрадиционные страсти и целый клубок извращений. Подумалось, неужели американцы как-то по особенному воспринимают греков? "Греческая любовь" и тэ дэ? Впрочем, хоть у Каннингема присутствует весь набор шокирующих обывателя тем - инцест, адюльтер, домашнее насилие, гомосексуальные связи, СПИД, - книга совсем не об этом.

    Итак, у нас есть чудесная семья мигрантов в первом и втором поколении. Есть отец семейства Константин, много работавший и многого добившийся, заработавший миллионы на бюджетном строительстве и далеко ушедший от родной нищей деревни. Есть мать семейства, прекрасная Мэри, пекущая идеальные торты, верная мужу, любящая детей, член всевозможных женских комитетов. Есть трое детишек: Сьюзен - вероятная королева выпускного бала, Билли - кандидат на поступление в Гарвард и младшенькая Зои - дитя природы. Есть идеальный дом с гаражом, большой кухней, кучей спален и белым штакетником. Если честно, не помню, было ли у Каннингема про штакетник, но разве может быть идеальный американский дом без белого штакетника? Вот только... Мы с вами конечно понимаем, что если бы не было "вот только", то и книги бы не было.

    Вот только все чаще главу семейства охватывает нежелание под вечер возвращаться домой. Вот только его жена, у которой есть все, о чем могла мечтать нищая итальянская иммигрантка, приворовывает мелочи в супермаркете. Вот только старшая дочка отвечает "да" на первое же предложение руки и сердца, мечтая лишь об одном - сбежать из-под семейного крова. Вот только единственный сын бунтует всеми доступными ему способами: выпивка, ночные гонки на машинах, длинные волосы. Вот только младшенькая хочет стать зверьком и жить на деревьях. Что это? Распад традиционной семьи? Полное исчезновение первостепенной ячейки общества? Или же трансформация ее во что-то новое?

    С наступлением 21 века семья в цивилизованном обществе обрела новое значение. Традиционный набор - папа, мама и дети - сменился самыми разнообразными вариациями, и роман Майкла Каннингема это прекрасно отображает. Он демонстрирует, что патриархальное главенство плоти и крови сменяется преобладанием духовных уз. "Крестная мать" Кассандра оказывается ближе Джамалю, одному из главных героев, чем родной дед. А оторванность от семьи Вилла (кстати, моего любимого персонажа) не стоит и обсуждать - вне кровной семьи он обрел гораздо больше, чем внутри ее. Представителем нормальной в понимании обывателя семьи является Сьюзен, но это лишь фасад, на деле она далека от идеала и выстраивает эту схему лишь потому, что была лишена ее в детстве. Схема гнилая и лживая насквозь, как и любые отношения, лишенные любви, поэтому ее ребенок страдает гораздо больше, чем маленький Джамаль, живущий в абсолютно ненормальной обстановке, но не испытывающий недостатка в любви.

    В итоге мы видим, что роман "Плоть и кровь", подымающий массу актуальных тем, говорит о вечном - о любви. О любви как спасении и единственном способе обрести себя и друг друга в этом жестоком и неспокойном мире.

    32
    922