Рецензия на книгу
Flesh and Blood
Michael Cunningham
Аноним26 декабря 2019 г.Очень трудно подобрать слова, чтобы описать мое впечатление от этого романа. Он великолепен? Да. Красивый язык повествования? Да. Персонажи, каждому из которых безумно сочувствуешь и сопереживаешь? Да. Сюжетные ходы, непредсказуемые, но в глубине души предчувствуемые? Да. Актуальная проблематика? Да. И еще тысячи да, потому что в этом романе, относящемся на первый взгляд к банальнейшему жанру семейной саги и уж точно не захватывающему с первых страниц, по сути найдется все, что ждет взыскательный читатель от современной прозы.
К слову о семейной саге. Книга, прочитанная мной непосредственно перед Каннингемом, тоже относится к этому жанру. Но трудно представить себе менее схожие семьи, чем семья Матани и семья Стассос, и менее схожие саги, чем "Кинокава" и "Плоть и кровь". Там японцы в Японии со всеми вытекающими, здесь греки в Америке, тоже с последствиями. Там шестьдесят лет 20 века с началом в 19 и относительное внимание к историческим событиям. Здесь аж сто лет с посещением еще не наступившего 2035-го, а история совершенно побоку. Действие могло происходить на другой планете или в другом измерении, настолько герои живут в своем обособленном мире, настолько мало их затрагивает мир внешний. И к слову о греках в Америке. У замечательного писателя Джеффри Евгенидеса есть замечательный роман «Средний пол» , в котором греческие иммигранты таже привозят в США в своей крови нетрадиционные страсти и целый клубок извращений. Подумалось, неужели американцы как-то по особенному воспринимают греков? "Греческая любовь" и тэ дэ? Впрочем, хоть у Каннингема присутствует весь набор шокирующих обывателя тем - инцест, адюльтер, домашнее насилие, гомосексуальные связи, СПИД, - книга совсем не об этом.
Итак, у нас есть чудесная семья мигрантов в первом и втором поколении. Есть отец семейства Константин, много работавший и многого добившийся, заработавший миллионы на бюджетном строительстве и далеко ушедший от родной нищей деревни. Есть мать семейства, прекрасная Мэри, пекущая идеальные торты, верная мужу, любящая детей, член всевозможных женских комитетов. Есть трое детишек: Сьюзен - вероятная королева выпускного бала, Билли - кандидат на поступление в Гарвард и младшенькая Зои - дитя природы. Есть идеальный дом с гаражом, большой кухней, кучей спален и белым штакетником. Если честно, не помню, было ли у Каннингема про штакетник, но разве может быть идеальный американский дом без белого штакетника? Вот только... Мы с вами конечно понимаем, что если бы не было "вот только", то и книги бы не было.
Вот только все чаще главу семейства охватывает нежелание под вечер возвращаться домой. Вот только его жена, у которой есть все, о чем могла мечтать нищая итальянская иммигрантка, приворовывает мелочи в супермаркете. Вот только старшая дочка отвечает "да" на первое же предложение руки и сердца, мечтая лишь об одном - сбежать из-под семейного крова. Вот только единственный сын бунтует всеми доступными ему способами: выпивка, ночные гонки на машинах, длинные волосы. Вот только младшенькая хочет стать зверьком и жить на деревьях. Что это? Распад традиционной семьи? Полное исчезновение первостепенной ячейки общества? Или же трансформация ее во что-то новое?
С наступлением 21 века семья в цивилизованном обществе обрела новое значение. Традиционный набор - папа, мама и дети - сменился самыми разнообразными вариациями, и роман Майкла Каннингема это прекрасно отображает. Он демонстрирует, что патриархальное главенство плоти и крови сменяется преобладанием духовных уз. "Крестная мать" Кассандра оказывается ближе Джамалю, одному из главных героев, чем родной дед. А оторванность от семьи Вилла (кстати, моего любимого персонажа) не стоит и обсуждать - вне кровной семьи он обрел гораздо больше, чем внутри ее. Представителем нормальной в понимании обывателя семьи является Сьюзен, но это лишь фасад, на деле она далека от идеала и выстраивает эту схему лишь потому, что была лишена ее в детстве. Схема гнилая и лживая насквозь, как и любые отношения, лишенные любви, поэтому ее ребенок страдает гораздо больше, чем маленький Джамаль, живущий в абсолютно ненормальной обстановке, но не испытывающий недостатка в любви.
В итоге мы видим, что роман "Плоть и кровь", подымающий массу актуальных тем, говорит о вечном - о любви. О любви как спасении и единственном способе обрести себя и друг друга в этом жестоком и неспокойном мире.
32922