Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить пересмешника...

Харпер Ли

  • Аватар пользователя
    Аноним25 декабря 2019 г.

    Роман воспитания

    Харпер Ли "Убить пересмешника"
    Роман воспитания
    Роман Харпер Ли "Убить пересмешника"был издан в СССР в 1964 году. Я помню, как в те годы мы восторженно обсуждали его. Действие романа происходит в маленьком городке Мейкомбе на юге США. Страницы романа подтверждали наши тогдашние представления о жизни негров в Америке, ведь мы были воспитаны на "Хижине дяди Тома". Пропасть разделяет белых и чёрных в романе Харпер Ли: у негров свой район проживания, своя церковь, работа на хлопковых полях или в услужении у белых. Читая роман, мы сочувствовали безвинно осуждённому негру Тому Робинсону, негодовали на решение присяжных, восхищались адвокатом Аттикусом Финчем, защищавшем Тома.
    Сейчас, перечитывая роман, я воспринимаю его по-другому, чем в те далёкие годы. Главной для меня стала не расистская тема, т.е. не взаимоотношения белые - негры, а отношения отец - дети. Отец, Аттикус Финч, один воспитывает своих детей: мальчика Джима ( ему на протяжении романа 10 - 13 лет) и девочку Луизу по прозвищу Глазастик (ей 6 - 9 лет). Их мать умерла несколько лет назад.
    Аттикус - адвокат, у него в Мейкомбе своя адвокатская контора. Днём он всегда на работе, а вечерами дома: читает газеты и книги, слушает радио, и - разговаривает с детьми. Очень интересно читать, как Аттикус реагирует на рассказы детей. В его ответах и репликах обычно нет прямого морализаторства, но он всегда анализирует ситуацию и людей, в неё вовлеченных. Вот Глазастик, после первого посещения школы заявляет, что она не хочет ходить в школу, и ругает свою первую учительницу. Аттикус, выслушав дочь, не говорит ей высоких слов о пользе знаний и образования, он начинает свой ответ так: "Если ты не станешь ходить в школу, меня посадят в тюрьму". Он защищает молодую учительницу, которая только что приехала в Мейкомб и не знает здешних порядков. Он говорит маленькой дочке: "Чтобы понять учительницу и вообще понять человека, надо влезть в его шкуру и походить в ней". Больше всего Глазастика огорчило, что учительница запретила ей читать дома, а Глазастик привыкла читать книги вместе с Аттикусом в вечерние часы. И тогда Аттикус предлагает дочке компромисс (предварительно объяснив, что значит это слово): они будут читать вечерами как прежде, но Глазастик будет каждый день ходить в школу.
    Аттикусу приходится разговаривать с детьми и об очень серьёзных вещах. Судья Мейкомба назначил Аттикуса защищать в суде негра Тома Робинсона, обвиняемого в изнасиловании белой девушки. Аттикус уверен в невиновности Тома, но все в Мейкомбе считают, что этого негра надо скорее повесить. Глазастик подралась с одним школьником, когда тот кричал, что её отец защищает черномазых. Аттикус понимает, что его детям придётся и в школе и в городе выслушать много неприятного, и он говорит маленькой дочке:"Я прошу тебя об одном: не дай себя разозлить и держи голову выше".
    Ещё один пример. Одна их соседка, старая миссис Дюбоз никогда не упускала случая сказать что-нибудь злое об Аттикусе, когда Джим и Глазастик проходили мимо её дома. Джим всегда был зол от её слов, но Аттикус говорил ему: "Спокойнее, сын. Она старая женщина и притом больная. И не всегда может отвечать за свои слова". Но однажды Джим всё-таки не выдержал, когда слова миссис Дюбоз попали в самое больное место: "До чего докатились Финчи! Аттикус Финч в суде выгораживает черномазых! Твой отец сам стал не лучше черномазых!" Джим ворвался в сад миссис Дюбоз и посбивал все цветы её камелий. И здесь Аттикус повёл себя очень жёстко: приказал Джиму извиниться и выполнить всё, что скажет миссис Дюбоз. А она потребовала, чтобы Джим каждый день приходил к ней и читал ей вслух. Когда миссис Дюбоз умерла, Аттикус объяснил детям: "Она была мужественной женщиной. Она знала, что умирает, но боролась до конца. Мужество - это когда заранее знаешь, что проиграешь, и всё-таки берёшься за дело наперекор всему. Побеждаешь очень редко, но иногда всё-таки побеждаешь."
    Наверное, Аттикус говорит это и для себя. Глазастик спрашивает у отца: "А ты выиграешь дело в суде?" Аттикус говорит: "Нет, дружок." Глазастик удивлена:"Так зачем же ты защищаешь этого негра?" И Аттикус отвечает: "Иногда, хоть ты и знаешь, что тебя побьют, всё равно надо воевать и пытаться победить".
    Аттикуса в городе называют "чёрнолюбом", и это кажется оскорбительным Глазастику. Но Аттикус объясняет ей: "Если тебя обозвали каким-то словом, это вовсе не оскорбительно для тебя. Это просто характеризует этого человека, а не тебя самого".
    Читая беседы Аттикуса с детьми, понимаешь, что отец учит их, как относиться к другим людям. Вот дети стараются узнать что-нибудь об их странном соседе Артуре Рэдли ( дети называют его "Страшила Рэдли"), который уже много лет не выходит из дома. Они проникают в его сад, подкрадываются к дому, пытаются перебросить ему записку и выманить из дома. Аттикус, узнав об этом, требует от них прекратить следить за Артуром Рэдли. "Как живёт мистер Артур - это его дело. И нечего вам совать нос в его дела. Вам кажется, что мистер Рэдли ведёт себя странно, а ему самому это вовсе не кажется странным. И нечего поднимать на смех кого бы то ни было на нашей улице и вообще в нашем городе".
    Но не всех людей в Мейкомбе оправдывает и защищает Аттикус. Он говорит про Боба Юэла, главного свидетеля обвинения против Тома Робинсона, что Юэл всегда останется нищим, потому что не хочет работать. Благотворители, жалея его голодных детей, дают ему деньги, но он их все пропивает.
    Обсуждая с детьми различные ситуации, Аттикус учит их строить правильные отношения с людьми, понимать людей, ладить с ними. Как сказали бы современные психологи - он даёт им образцы социального поведения. Жить в мире с людьми (родными, соседями, коллегами) - не это ли главное для счастья человека.
    Аттикус знает, что для счастья человеку не менее важно и другое. Он говорит: "Чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой". Аттикус понимает, что если он не постарается помочь Тому Робинсону, он, Аттикус Финч, не сможет больше ходить в церковь и молиться, и не сможет смотреть людям в глаза.
    Аттикусу уже под пятьдесят, и он гораздо старше, чем отцы других школьников. Глазастик и Джим иногда даже стесняются отца: Аттикус никогда не играл в футбол и покер, не удил рыбу, не пил, не курил. Он сидел в гостиной и читал.
    И вдруг случилось одно событие - случай с бешеной собакой, появившейся на их улице. Её надо было убить, но шериф не решился стрелять, боясь промазать, и передал своё ружьё Аттикусу: "Ты сделаешь это лучше". И Аттикус выстрелил точно. Джим и Глазастик были ошеломлены. Потом соседка мисс Моди рассказала им, что в своё время Аттикус был самый меткий стрелок на весь округ Мейкомб и его прозвали "Финч без промаха". И что он лучший игрок в шашки в Мейкомбе и ещё он хорошо играет на губной гармошке. Джим и Глазастик удивлены, почему же отец никогда не рассказывал им об этом? И потом Джим вдруг догадался почему: "Потому что Аттикус - джентльмен!"
    Конечно, большую роль в воспитании детей имеют не только слова, но и собственный пример. Дети Аттикуса, конечно, на всю жизнь запомнят его выступления в суде и заключительную речь в защиту Тома Робинсона. Глазастик никогда не забудет, как вёл себя отец после нападения Боба Юэла, когда Джим был ранен, и последующий разговор Аттикуса с шерифом (лучшая сцена романа!) и многое другое.
    Отцовское воспитание! Как оно важно для ребёнка, особенно для мальчика. Сейчас выпускается много книг для родителей о воспитании детей. Но, наблюдая за своими родственниками и знакомыми, я думаю о том, как редко встречаются отцы - истинные воспитатели своих детей. Главной воспитательницей остаётся мать.
    Я вспоминаю своё детство: 40 - 50годы, когда во многих семьях после войны не было отцов. Матери работали, стараясь хоть как-то накормить и одеть детей. В семьях с детьми говорили мало: разговоры были опасны. В Ленинграде хорошо помнили предвоенные годы, годы страха и доносительства, когда любого по доносу соседей могли арестовать, сослать, убить, а комнату отдать доносителю.
    Сейчас это время ушло в прошлое. Но, наблюдая за различными семьями, я вижу, что родители мало говорят с детьми о серьёзных вещах, часто не умея этого делать. Вот ребёнок приходит из школы домой, мать спрашивает об оценках, зовёт обедать, потом ребёнок уходит к своему компьютеру и "разговаривает" уже с ним. Отца мать часто призывает только в конфликтной ситуации: двойки в школе, не ходит в спортсекцию, дерзит учителю и т.д. Ещё отец иногда призывается для экскурсий: сходи с сыном в Артиллерийский музей или в музей Суворова. Иногда мать сама отстраняет отца от общения с детьми: он не сдержан, много курит, много смотрит футбол и бокс, ничего не читает.
    Сейчас в стране много неполных семей, много женщин, которые поздно завели ребёнка "для себя". Как правило, такие матери безумно любят своих детей. Но как говорила когда-то Агата Кристи, слишком любящая мать - большое несчастье для ребёнка.
    В воспитании мальчика в неполной семье есть свои трудности. Наступает переходный возраст, когда подросток хочет уйти от ежедневной опеки, перестаёт слушаться, грубит. Мать обижается, плачет: "Я всё для тебя делаю, не жалею ни сил, ни денег, а ты...". А вот как в такой ситуации ведёт себя Аттикус. Глазастик жалуется отцу на брата (Джиму 13 лет): " С ним невозможно, он ругается, кричит, не хочет ничего слушать!" И Аттикус говорит: "Ничего. Ты потерпи. Это у него пройдёт."
    Матери часто стараются во всём помогать детям, оградить от опасностей, облегчить им жизнь. Я знала одну семью, где отец, любящий своего сына, пытался противостоять такому "женскому влиянию". Он, главный инженер большого завода, родился в рязанской деревне, всего в жизни добился сам. И хотел того же от сына. Но постоянные раздоры с женой из-за воспитания сына привели к разводу. Влияние отца прекратилось.
    Да, часто в таких разногласиях побеждает мать. И многие отцы сами отстраняются от воспитания: так спокойнее.
    Замечательный характер отца показал Алан Маршалл в своей автобиографической книге "Я умею прыгать через лужи". Его отец совсем не похож на Аттикуса. Он - простой человек, объездчик лошадей в Австралии, без всякого образования, но он обладает природной мудростью и любит сына. Сын в детстве переболел полиомиелитом и остался калекой, ходит на костылях. И вот однажды мальчик приходит из школы и говорит матери: "Завтра я буду драться со Стивом Макинтайром". Мать испугана: "Разве ты не можешь уклониться от этой драки? "Нет, - говорит Алан. Я хочу с ним драться". И тогда мать говорит: "А что скажет отец?" Вот мудрая мать! Во многих вопросах главное слово должно быть за отцом.
    Отец, узнав о завтрашней драке, тоже конечно встревожен. Но он говорит:"А теперь давай-ка всё выясним по порядку. Какого роста этот Стив и как ты собираешься с ним драться? Подумай, что будет, если он тебя ударит. Как ты устоишь на ногах? Ведь ты не сможешь одновременно держаться за костыли и бить его". Затем они с отцом обсуждают различные способы драки и, наконец, отец предлагает драться на палках, сидя на траве. "Если драться на палках, то у тебя будет преимущество. Ведь у тебя руки сильней, чем у него".
    Вечером отец разговаривает с матерью."Мы должны закалять его, Мэри. Пусть он учится принимать удары в лицо, как бы это ни было больно. Сейчас мы должны уже думать не о ребёнке, а о мужчине и его будущем. Я хочу, чтобы он пошёл на эту драку, как бы ни пришлось рисковать. Ведь ограждая его голову от ударов, мы можем разбить его сердце. Уж лучше пусть рискует".
    Мальчики, воспитанные чрезмерно любящей матерью, часто превращаются в инфантильных мужчин. Мы часто встречаем их в жизни. Инфантильный мужчина всегда отступает, когда приходит час и ему надо померяться силами с судьбой.
    Снова возвращаюсь к роману Харпер Ли. Аттикус Финч не выиграл в суде защиту Тома Робинсона. Присяжные постановили единогласно: виновен. В те годы в южных штатах не было случаев, чтобы оправдали негра. Читая страницы книги, думаешь о том, какой большой путь прошли Соединённые Штаты Америки с 1935 года (время действия в романе Харпер Ли) до сегодняшних дней. Негры из "черномазых" превратились в "афроамериканцев". Но как это было трудно!. Вспомним мощное движение негров за свои права в 50-60 -ые годы 20 века. Вспомним, как сопротивлялось белое население новым законам, например, о совместном обучении в школах белых и чёрных детей (читайте Стейнбека), о праве негров избираться в органы власти и др. Изменения в сознании происходят медленно. Зародыши этих изменений мы видим в книге Харпер Ли. Аттикус, его дети и несколько других действующих лиц романа - именно с них начнётся этот долгий путь, который приведёт к тому, что "белая" Америка примет "чёрную".

    2
    407