Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Русские боги

Дмитрий Казаков

  • Аватар пользователя
    Аноним25 декабря 2019 г.

    Почему решил прочитать: уникальная сложилась ситуация – за творчеством Казакова слежу, синопсисы и рецензии на романы нравятся, несколько книг стоят на полках в бумаге, но ни одного романа на данный момент не читал. Решил исправить это с помощью внециклового романа "Русские боги".
    В итоге: что в целом ожидать от книги с названием, напрямую отсылающим к лучшему роману Геймана, было в принципе, понятно. Важно, как всё происходящее будет интонировано.
    Рецепт от Дмитрия Казакова:
    Щепотка ксенофобии, две горсти описаний застолий, гора мелко порубленных путеводителей по городам России и ближнего зарубежья, капелька респекта коллегам по цеху, немного экшна и два ведра исторического ревизионизма.
    Ревизионизм должен быть разный – от практически признанной точки зрения до чуть ли не кощунственных для большинства измышлений.
    По свежим следам, пока не выветрилось, конспективно, без спойлеров:
    Александр Невский – монгольский ставленник, Невской битвы не было, а прославился благодаря пропаганде разных веков - сначала его канонизировала РПЦ, потом Грозный, Пётр Первый и СССР;
    Иван Грозный поставил страну на край гибели
    Москва – не естественная столица России, а искусственный конструкт, созданный князьями и попами;
    Реформа Петра Первого – экстенсивная, бес способности воспроизводить инновации, в вообще не он эти реформы затеял. Победы Петра дались жуткой ценой - каждый седьмой погиб от голода, разорения и на стройках. Налоги выросли в шесть раз, исчез средний класс, рухнула церковь, углубился раскол между дворянами и простыми людьми;
    Екатерина Великая – семьдесят восемь побед, полторы сотни новых городов и учетверенный доход казны это всего лишь цифры, за которыми можно спрятать что угодно;
    Русские всё и всех заимствовали – православие у Византии, царя у Золотой Орды, крепости, пушки и способ формирования армии из Европы, как и марксизи и капитализм;
    Ярослав не Мудрый, а Жадный, а Святополк стал Окаянным только со слов Нестора-летописца;
    Мономах – умная сволочь, сровнявшая с землей Минск.
    Павлик Морозов – и не друг и не враг, а так, под горячую руку попался;
    Путь из варяг в греки проходил, оказывается не по Днепру, а много западнее – по Дунаю, Рейну и Одеру;
    Щит на вратах Цареграда – знак не победы, а того, что город берется по защиту;
    Князя Игоря убили не древляне, а готы;
    Британская империя – громадный проект ограбления мира. Империя Российская – проект духовного выживания православия.
    Ну и вообще, в романе крайне мало позитивной повестки. Русь, страна, спасти! А в тексте только коррумпированная бюрократия и мелкий душой народец-пакостник, любящий пьянство, безделье и телевизор.
    Воплощённая память народа, куда входят все персоны, мало-мальски оставившие след в народной памяти, составляют Синклит, который, собравшись, способен изменить ход истории страны к лучшему. На самом деле, если бы ожили все герои народной памяти, от них было бы не протолкнуться – все князья и цари, все полководцы и герои, учёные, общественные деятели, поэты, писатели и композиторы. Картина Глазунова "Вечная Россия" с двумя сотнями персонажей покажется пустынной улицей в ранний час. В каждом поколении – сотни имён. По мифологии романа, умереть надолго эти персоналии не могут. Даже со способностью отводить взгляд обычным людям данных героев было бы слишком много.
    Главный герой слабак и тряпка, который, очевидно, нужен автору для того, чтобы Вещему Олегу было кому читать криптоисторические лекции.
    Бесконечные мытарства героев по России заканчиваются несчастливым концом. Ладно, я могу понять тезис, что хватит оглядываться на прошлое. Но в сюжете не просто отбрасывают мешающее, вызывающее споры и тянущее назад прошлое... В романе чётко и однозначно побеждают силы зла.
    Странная развязка и тяжелое чтение – давно я так долго не мучился с романом на четыреста страниц.
    У романа несколько премий и номинаций от "Мира фантастики" в 2009-м году. Среди прочих номинантов был также криптоистоический «Алюмен» Олди. Вещь, по любому параметру на голову превосходящая остальных номинантов, включая "Русских богов". Я все три тома "Алюмена" прочитал быстрее, чем данный роман Казакова. А спустя лет пять-семь с огромным удовольствием перечитал.
    Тем не менее, за криптоисторические байки "Русским богам"
    5(СРЕДНЕ)
    «Черное знамя» и «Слишком много щупалец» Казакова опустились в списке к прочтению пониже.

    47
    242