Рецензия на книгу
Воспоминания
Граф Соллогуб
Аноним24 декабря 2019 г.Собственно, это оказался сборник. )) Половину книжки занимают указанные мемуары - хотя вполне можно лучше это назвать "записки"... А половину - образцы, так сказать, литературного творчества. Три повести.
Итак, "Мемуары". Автор - личность интересная. Одни годы жизни уже о многом говорят - 1813-1882. Прямо таки свидетель эпохи... Лично знал - в той или иной степени - и приятельствовал - в той или иной степени - с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Тютчевым, Жуковским... такого рода персонами. Об этом, в числе прочего, он и повествует в своих мемуарах. Написал некоторое количество литературных произведений, которые пользовались у публики успехом. Но себя, если верить мемуарам, никогда писателем не считал, именовал себя любителем... А потом, если, опять же, верить мемуарам, и вовсе бросил литературу, объясняя это тем, что потерял своих учителей и приятелей и не видит больше ни смысла, ни удовольствия в таком занятии. Помимо этого успел послужить, сделал вроде бы вполне успешную карьеру. В общем, прожил жизнь долгую и в свое удовольствие. )) Имел по многим вопросам свое мнение. ))
Мемуары читать было очень интересно. Автор пишет легко, с юмором и иронией, живописно и выразительно. Единственный только недостаток, как мне кажется - довольно таки бессистемно. (поэтому я и говорю про записки...) Детство, юность, встречи с тем, с этим, с пятым-десятым... Ряд ярких эпизодов, или даже кратких упоминаний. Служба... вот тут было совсем досадно! Автор, видите ли - ни много, ни мало - был причастен к натуральному расследованию уголовных дел! )) и даже имеющих какую-то важность и значимость. И что же? Он упоминает об этом совсем мельком, потому что - считает, что это не представляет интереса! С ума сойти... Но ничего не поделаешь. Веяния времени, нравы эпохи... окружающей среды... Эх... хотелось бы мне почитать про тогдашние уголовные дела и их расследования... ))
В общем, мне даже начало казаться, что автор в некотором роде предстал сам пушкинским персонажем - Евгением Онегиным... Можно было бы написать - прообразом, но википедия указывает, что Пушкин начал писать "Онегина" в 1823 году, когда автор еще пребывал в нежном детском возрасте... Хотя кто его знает - закончил-то он роман в 1830-х, а тогда тот уже поди вышел в свет и дефилировал по столице... "как денди лондонский одет" и все такое. Светский красавец и щеголь (портреты на вкладке прилагаются). )) Ну, послужил прообразом или воплотился, размышляю я - но вышло довольно странно... что персонаж пережил своего создателя и прожил свою собственную жизнь... )))
"Как в старину, так и теперь в большом употреблении тонкие, хрупкие, круглые вафли. Все виды правительства изменяются во Франции, политическим преступлениям и счет потерян. Вафли непоколебимы. Это я понял с младенчества."
"...старушка Архарова, всегда неизменная в своих привычках. От них она отказалась только два раза: когда Иван Петрович был сослан и когда Наполеон занял Москву, - оправдания более чем удовлетворительные."
"Матушка встретила Иллариона Васильевича у М.А.Нарышкиной и поздравила с назначением.- Вам-то хорошо, - отвечал он печально, - а мне-то каково. Всю ночь я не мог заснуть ни минуты. Боже мой! До чего мы дожили, что на такую должность лучше меня никого не нашли."
"В большой зале их московского, на Смоленском рынке, дома был театр марионеток, изображавший для наглядного обучения важнейшие мифологические и исторические события. Помню, что однажды во время нашего проезда через Москву, где мы всегда останавливались у тетки, состоялся великолепнейший спектакль "Гибель Трои". В вечер представления все началось благополучно. Вид Трои, исторический конь, извергавший воинов, беспощадное сражение - все приводило зрителей в восторг; но, когда злополучный город долженствовал запылать со всех концов для завершения сценического эффекта, никакого пожара не последовало. В этот вечер Троя не погибла. Оказалось, что мастеровой Зуров, соединявший в себе должности декоратора, машиниста и режиссера, имел еще специальность горького пьяницы и лежал без чувств, выпив до последней капли приготовленный для пламени спирт. Вечер кончился без гомерической катастрофы. Это мне служило указанием, до какой степени доходит в России слабость к спиртным напиткам."
"Старушка любила, чтобы ей читали русские романы. "Юрий Милославский" ей очень понравился, но когда герой подвергался опасности, она останавливала чтение с просьбой: "Если он умрет, - вы мне не говорите". Смерти она очень страшилась, а между тем скончалась с необыкновенною твердостью. Когда она уже была при последнем издыхании, ей доложили, что ее желает видеть богомолка Елизавета Михайловна Кологривова, сестра князя Г- Не надо... - отвечала умиравшая. - Она приехала учить меня, как надо умирать. Я и без нее сумею."
"Живо помню один бал у Бутурлина. Это было в зиму с 1835 на 1836 год; я уже в то время вышел из университета. Бутурлин этот... имел сына Петра; этому сыну было тогда лет тринадцать, он еще носил коротенькую курточку и сильно помадил себе волосы. Так как в то время балы начинались несравненно раньше, чем теперь, то Петиньке Бутурлину позволялось оставаться на балу до мазурки. Он, разумеется, не танцевал, а сновал между танцующими. В тот вечер я танцевал с Пушкиной мазурку и, как только оркестр проиграл ритурнель, отправился отыскивать свою даму; она сидела у амбразуры окна и, поднеся к губам сложенный веер, чуть-чуть улыбалась; позади нее, в самой глубине амбразуры, сидел Петинька Бутурлин и, краснея и заикаясь, что-то говорил ей с большим жаром. Увидев меня, Наталья Николаевна указала мне веером на стул, стоявший подле, и сказала: "Останемтесь здесь, все-таки прохладнее"; я поклонился и сел. "Да, Наталья Николаевна, выслушайте меня, не оскорбляйтесь, но я должен был вам сказать, что я люблю вас, - говорил ей между тем Петинька, который до того потерялся, что даже не заметил, что я подошел, - да, я должен был вам это сказать, - продолжал он, - потому что, видите ли, теперь двенадцать часов, и меня сейчас уведут спать!" Я чуть удержался, чтобы не расхохотаться, да и Пушкина кусала себе губы, видимо, силясь не смеяться; Петиньку действительно безжалостно увели спать через несколько минут."
//Гоголь// Он постоянно мне говорил: "Пишите, поставьте себе за правило хоть два часа в день сидеть за письменным столом и принуждайте себя писать". - "Да что же делать, - возражал я, -если не пишется!" - "Ничего... возьмите перо и пишите: сегодня мне что-то не пишется, сегодня мне что-то не пишется, сегодня мне что-то не пишется и так далее, наконец надоест и напишется."
"После кончины почти всех моих учителей, товарищей и приятелей я отошел от литературного поприща, как покидают дом, некогда оживленный любимыми собеседниками и вдруг опустевший рукою всесокрушающей смерти."
"Нельзя не сказать однако, что в нас самые недостатки даже извинялись тем, что мы умели быть молодыми.""Тарантас". В сборнике помещены три повести. Буду рассуждать только о "Тарантасе". Остальные читать невозможно... ну, в самом деле! Думаю, их поместили для контраста. Такой живой, выразительный текст в мемуарах - и такое все унылое, тоскливое и слезливое в повестях... Хотя я понимаю - на дворе была эпоха романтизма, так было положено! Существовал строго определенный формат подобных произведений, и автор, судя по всему, писал строго в соответствии... И все это пользовалось успехом, если уж он был вполне успешным и модным литератором... Несчастные разлученные влюбленные, романтические герои умирающие во цвете лет от чего-нибудь - нищеты, болезней, ран и т.д. Прекрасные девы, у которых все время слезы струятся из глаз... (черт, и тут сразу вспоминается Милада, что ты будешь делать, Милада как прививка от романтизма...))) ) Я пыталась читать и так, и этак, но это было выше меня. )) Решила уже плюнуть и бросить. Тут остался последний "Тарантас", произведение, прославившее автора... И оказалось, что очень интересно - не заметила, как зачиталась. И что бы автору все не писать в таком духе? Хотя тоже, наверно, понятно - это юмор, ирония, сатира, а барышням в салоне поди больше нравились романтические страдающие влюбленные... )))
Сюжет повести: в Москве встречаются знакомые - молодой восторженный Иван Васильевич, только что прибывший из-за границы, и пожилой степенный помещик Василий Иванович. У них имения по соседству, Василий Иванович в хороших отношениях с отцом Ивана Васильевича и, узнав, что тот сильно поиздержался, предлагает подвезти его домой, на своем тарантасе. И вот они не спеша едут, проезжают то и это, встречают разных людей, беседуют с ними и друг с другом, рассказываются разные истории, звучат пламенные речи и возвышенные рассуждения... вы таки будете смеяться, но на тему - как нам обустроить Россию... ))) Как актуально звучит, будто и не прошло почти двести лет. )))
Вообще говоря, с этой повестью получается все очень странно и даже почти что мистически! (радостно потирает руки, собираясь ринуться в дебри) Она как бы вобрала в себя многое из отечественной классики, как прошлой, так и будущей - разве это не адский сюр? )) Во всяком случае, можно так вполне спокойно трактовать и рассматривать! (ну да, а чего еще ожидать, если автор как бы сам литературный персонаж... ))) )
Начать с того, что с самого начала становится ясно, что повесть вполне можно считать зеркальным ответом на скандальное "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева... (честно признаюсь, что не читала, так как меня привел в ужас язык с самого начала, но представляю о чем это - как бы автор едет, наблюдает явления жизни и выступает с критикой)) ) Об этом же чуть ли не прямым текстом говорится в самом начале! Когда восторженный Иван Васильевич рассуждает, что будет писать свои впечатления и мысли по поводу путешествия, а основательный Василий Иванович его осаждает, что - какое же тут путешествие, когда мы просто едем "из Москвы в Мордасы через Казань". Шедеврально... ))) Мне уже от одного этого смешно всю дорогу... ))) Ну да, так мы и ездим из столиц по нашей необъятной родине, и непременно через какую-нибудь Казань... ))) Ну и далее Иван Васильевич все норовил задвинуть какую-нибудь подробную речь с критикой и разъяснениями, как вот тут или вот там нужно все организовать просвещенно и по научному... Но все его порывы сбивались или из-за непрошибаемого ленивого спокойствия Василия Ивановича, который только дивился на энтузиазм молодого спутника, или из-за встречаемой правды жизни.
Ага, значит, Василий Иванович тут определенно напоминает уже будущего персонажа русской классики - Обломова. Автор с большой иронией описывает, как Василий Иванович всю дорогу возлежит на подушках в тарантасе, а когда устает, то останавливается на ближайшей станции, чтобы "полежать на лежанке"... )))
Сама злосчастная повозка, этот самый тарантас - явно выступает аллегорией... Думаю, что это образ России, да. )) И тут плавно можно перейти к соответствующим местам у Гоголя - птица-тройка, Русь, куда несешься ты и все такое. )) Ну, то есть, тут, конечно, не птица-тройка, автор тут изображает критически - это старющая, давно раздолбанная повозка, которая никуда не летит, а еле тащится по дороге, и ее давно бы следовало заменить на более современный экипаж, но никто этого не хочет делать, потому что удобно же! можно набить перинами и подушками, и ехать с удобствами! вообще можно чего угодно набить, всевозможными узлами, тюками, чемоданами, саквояжами и прочим... все поместится, а если и не поместится, можно прикрепить веревочкой сбоку... )) И даже просто подлатать повозку - такая морока и беспокойство, и расход средств к тому же - лучше оставить так, авось как-нибудь продержится еще немного... )) К слову сказать, когда дворовый человек Василия Ивановича Сенька в очередной деревне сообщает, что у тарантаса вот-вот отвалится колесо, и начинается суета и маета, как чинить, или не чинить, или слегка подправить, доедет- не доедет - это же тоже прозвучит у Гоголя - "доедет до Москвы или нет"... ))) Ну и, по воле автора, тарантас так и не доехал, развалившись посреди дороги и перевернувшись. Опять таки символически. И при этом из него выкинуло и Ивана Васильевича, и Василия Ивановича, и их разнообразные тюки и узелки, зато в тарантасе остался мужик Сенька, правда, повиснув вверх ногами во всяких постромках. (с восторгом) Можно считать, что автора тут посетило мистическое видение о будущих потрясениях в России! )))
А перед этим судьбоносным крушением Иван Васильевич якобы видит удивительный и фантастический сон... Тут опять же можно вспомнить будущие сны Веры Павловны... )) она тоже много чего наувидала... И в числе прочего Иван Васильевич видит какую-то адскую пляску, ведьмы, черти, покойники, мда - ну, лично мне тут вспоминается будущий бал у Сатаны Булгакова... ))
Прикольно, короче говоря... )))
"- По-моему, я нашел тебе самое лучшее средство изучать Россию - жениться."
"Смотритель отвеча- Будьте совершенно спокойны: ваши вещи пропали. Это уж не в первый раз, вы тут в двенадцати верстах проезжали через деревню, которая тем известна: все шалуны живут.
- Какие шалуны? - спросил Иван Васильевич.
- Известно-с. На большой дороге шалят ночью. Коли заснете, как раз задний чемодан отрежут."
"- Что есть у вас? - спросил Ива- Все есть, - отвечал надменно половой.
- Постели есть?
- Никак нет-с.
- Никак нет-с.
- А что есть обедать?
- Все есть.
- Как все?
- Щи-с, суп-с. Биштекс можно сделать. Да вот на столе записочка, - прибавил половой, гордо подавая серый лоскуток бумаги.
Иван Васильевич принялся читать: Обет! 1. Суп - Липотаж. 2. Говядина - Телятина с циндроном. 3. Рыба - раки. 4. Соус - Патиша. 5. Жаркое - Курица с рысью. 6. Хлебенное - Желе сапельсинов."
"Ревностный отчизнолюбец, он желал отодвинуть снова свою родину в допетровскую старину и начертать ей новый путь для народного преобразования. Ему это казалось совершенно возможным, во-первых, потому, что несколько приятелей его были одинакового с ним мнения, во-вторых, потому что он России не знал вовсе."
"- Генерал спрашивает: "Что, ребята, можно взять эту крепость?" А крепость-то торчит энтаким чертом, хоть тресни, подступить негде. "Нет, ваше превосходительство, больно сильна, не одолеешь. - "Ну, а как прикажут?" - "Ну, прикажут, так поневоле возьмешь."
"Василий Иванович, как коренной русский человек очень любил новые знакомства - не для того, впрочем, чтоб извлекать из их беседы какую-нибудь пользу, а так, чтоб только поболтать о всяком вздоре да посмотреть на нового человека."
"- А канцелярия-то какова: всего-то один писарь, Митрофанушка, при мне. Пьет, мошенник, шибко, зато собака писать."
***
"По России не развешаны вывески, по которым можно было прочитать всю жизнь ее, все, что было, что есть и что будет."51419