Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    kapa198920 декабря 2019 г.

    «Гамлет» нового мира

    Девиз Мирового государства в книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ» . Стремление к стабильности и комфорту является одной из главных идей всех современных государств. Мы можем наблюдать, как развитые страны сегодня, особенно США, под предлогом устранения кризиса, либо конфликта в другой стране применяют военное участие, осуществляют финансирование и оказывают различную «помощь» странам третьего мира, продвигают культурную эмансипацию под предлогом улучшения жизненных условий граждан, но на самом деле завоевывают все больше рынков сбыта для своей продукции , экспроприировании и американизации мира.
    Наблюдаем, как стабильность и либерализм в Европе приводит к проблеме с мигрантами, моральному и нравственному провалу . Одинаковость и унификация членов современного общества также являются задачей капиталистического уклада хозяйствования, так как гораздо проще создать универсальный продукт, который будет иметь спрос и востребован любым членом общества в любой точке земного шара независимо от цвета кожи, разреза глаз и религиозных предпочтений . Безусловно, О. Хаксли идет гораздо дальше в своей антиутопии, он рисует новый мир, где живорождение является отвратительным актом, а все население земли состоит из синтезированных в пробирках универсальных людей, которые должны выполнять определенные функции в обществе и причисляются к определенным группам (в марксистском смысле — классы) — эпсилоны, альфы, омеги. Автор рисует нам картину идиллического общества потребления, которое всегда должно быть довольно и счастливо: «Теперь каждый счастлив» . Господь в этом обще-стве — это «Форд» и его культ, культ машин и технологизации, люди должны лишь управлять этим идеальным и отлаженным механизмом. «Машины должны работать без перебоев, но они требуют ухода. Их должны обслуживать люди — такие же надежные, стабильные, как шестеренки и колеса, — люди, здоровые духом и телом, послушные, постоянно довольные» .
    Счастье в дивном новом мире ассоциируется именно с телесными удовольствиями — это беспорядочные половые связи, которые в этом обществе считаются нормой морали, воздержание или моногамные отношения являются отклонением. Постоянное общение, занятие активными видами спорта, танцы, алкоголь, сома, да именно сома — это наркотическое средство, которое не изменяет состояние сознания. Оно является разрешенным, и ее употребление является естественным в этом новом мире и даже необходимым в некоторых случаях. Например, когда у человека нет настроения или он находится в депрессии, просто примет пару грамм сомы — и все наладится.
    Это общество, в котором осуществлен культ молодости, развлечения и разврата в виде групповых оргий, которые для дивного нового мира являются нормой. Это напоминает мне радикальный гедонизм , когда все удовольствия человеческой жизни сводятся к телесным и потребительским. Обычная спокойная беседа, прогулка с «Другим», созерцание красоты ландшафта в новом мире вызывает удивление, а уединение и чувство целостности с природой и окружающем миром считается отклонением. В романе одна из девушек во время свидания на предложение просто прогуляться, а не веселиться и играть в гольф (гольф нового мира) выражает сильное удивление: «Бродить и говорить — разве так проводят люди день?» . Человек нового мира не только лишен индивидуальности, в результате этого он отождествляет себя лишь с продуктами потребления, воспринимает свой отдых, как акт потребления, в результате он подсознательно воспринимает себя и «Другого» в качестве товара, исчезает цельность человека, его природы, единения его с окружающим миром.
    В другом эпизоде герои книги, молодая пара, когда подлетают на вертоплане близко к морской глади, молодой человек любуется водными просторами. В это время девушка, которой стало скучно, включила радио, тем самым сильнейшее неприятие. «Я хочу спокойно глядеть на море, а этот тошный вой даже глядеть мешает […] От моря у меня такое чувство…– Я как бы становлюсь более собой» .
    Мы наблюдаем в этом молодом человеке (Бернарде) «Другого», нестатистического члена общества, появление которого обусловлено, как мы узнаем из повествования, ошибкой в его генетическом рождении, хотя он также синтезирован и выращен в пробирке. Но сама идея данной ситуации отсылает нас к статье «Героя отменить» , в которой рассматривалось существование цельного человека, настоящего, стремящегося к единению с природой, умеющего подмечать красоту в естественных вещах, но не являющегося «Гамлетом» этого мира.
    «Гамлет» нового мира — это дикарь Джон, привезенный из резервации. В дивном мире существует резервация, где живут люди, которые находятся в условиях традиционного общества, со своими собственными правилами и законами, семьями и аутентичным актом рождения детей. Так, некоторые из представителей нового мира используют резервацию как парк развлечений, они прилетают туда, чтобы посмотреть на этих странных дикарей с дикими нравами. В результате определенных обстоятельств, согласно сюжету книги, в стерилизованный и счастливый новый мир попадает дикарь Джон, который очень быстро становится диковиной и развлечением для высшего общества, его хочет увидеть каждый. Он живой и такой далекий от них; у него есть мама (слово ругательное в новом мире). Он стесняется говорить о сексуальной жизни, не принимает сому, читал Шекспира (такое старье неприемлемо для нового мира); он слишком естественен и индивидуален, он груб и не отёсан; он обладает самостью, поэтому в этом мире ему нет места, он не находит себя в нем; для него столь неведомый и идеальный дивный мир превращается в каторгу, что приводит в конечному итоге к трагическому исходу — самоубийству. Дикарь, как его называли, осознал, что в этом обществе не существует культуры, морали и традиционных ценностей его настоящего мира. В Дивном новом мире не стоит говорить и размышлять о декадансе культуры , ее просто не существует в традиционном смысле, нет науки, так как все выполняют роботы, надо просто правильно их обслуживать, участь человека в этом мире — развлечение. Ну а этот тезис имеет место быть в современном обществе?

    4
    313