Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

S. N. U. F. F.

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2019 г.

    Из позднего Пелевина - наверно, это самый интересный и серьёзный роман. Все пелевинские классические темы - реклама, телевидение и реальность, филологические игры, комбинирование новых слов и понятий, литературные пародии, "не-я" и пустота. Но при этом - добротная антиутопия, равняющаяся на лучшие образцы середины двадцатого века. Качество повествования немного подпорчено злободневностью и слишком откровенной пародией на современную Украину - но, в конце концов, все антиутопии когда-то были злободневными. Может быть, и пелевинская сможет выдержать проверку временем и стать классикой.
    Если при первом прочтении я морщилась от "оркских" глав, по диагонали пропускала привычные пелевинские разглагольствования на темы "бог/телевидение/чёрная дыра", и с восторгом смаковала эпизоды с Дамилолой и Каей - то в этот раз с удовольствием отслеживала скрытые цитаты и отсылки к тем самым классическим антиутопиям.
    Больше всего это, пожалуй, напоминает "Мечтают ли андроиды об электроовцах" - поскольку много внимания уделено искусственным существам и вопросам их интеллекта и души. Плюс ручные настройки с консоли эмоций и поведения сожительницы - тоже явно оттуда. Есть и стёбная практически прямая цитата - что в искусственном мире нереально держать живую овцу, поэтому есть даже куклы-овцы (стёбная, поскольку овцы тут предназначены для нужд секс-меньшинств).
    Также второй привет Филипу Дику с "Человеком в высоком замке" - глумливо переигрывается гадание по "Дао дэ цзин".
    Явные приветы Оруэллу с "дважды два - четыре, а не пять" в рассуждениях пытуемого дискурсмонгера, плюс "кино снимали как новости, а новости как кино, и заводились от этого", плюс фразочка "отражение в лужах своей зверофермы", плюс даже описание "девчачьего призыва" - под реальное воплощение которого писался "1984".
    "Танки оказались настолько смертоносны, что даже не оставили после себя памяти в народной молве — некому было плодить слухи. Демографическую яму пришлось восполнять искусственным осеменением, с которым помогли после перемирия люди (так называемый «девчачий призыв» — его теперь проходили в школе как пример женского военного героизма)"
    Финал, проповедующая среди "дикарей" Кая - Энея в "Восходе Эндимиона". Кстати, Дэн Симмонс в своей тетралогии про Шрайка тоже уделял внимание вопросу разумности и души у искусственных существ - андроидов.
    Помимо схожести с Энеей, Кая ещё как сестричка-близняшка похожа на лису Ли из пелевинской же "Священной книги оборотня". А кроме этого, постоянный эпитет к ней "моя душенька", её подчёркнуто полудетский вид и роль при ней Дамилолы - конечно, "Лолита"))) Кстати, может, на Лолиту кивает так и не расшифрованное мной имя самого Дамилолы?
    Финал прекрасный, не стёбный, вполне возвышенный и трагический - за финал можно простить пошлую злободневность начала.
    Так что "S.N.U.F.F." отлично вписывается в ряд "филологических" романов Пелевина, которые всегда доставляют мне большое удовольствие.

    6
    1,1K