Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бох и Шельма

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Vitalvass19 декабря 2019 г.

    Как зло победило добро

    Сидел как-то Чхартишвили в ютубе и наткнулся, я предполагаю, на старые рекламные ролики банка "Империал", в частности, ролик о Куликовской битве, где диктор говорил:


    они никогда не побеждали монгол, и отцы их никогда не побеждали монгол и деды их никогда не побеждали монгол. и они знали, что победить монгол нельзя.

    Акунин возрадовался и решил написать очередную книжку из серии "История российского государства", где тупые русские наконец-то победили "монгол". Только при этом эту знаковую победу еще и хорошенько обосрать, так, чтоб все эти "путинцы" и сталинисты умылись.
    На самом деле верно пишет автор одной из рецензий PetrDubenko, что локальные победы над Ордой были, и часто. Да и не могло не быть. Возможно, значение этих побед было не столь велико.
    Итак, по сюжету у нас есть некий молодой плут на службе у немецкого гастролера, который намерен предложить подарок одному из ордынских авторитетов - пушки и пояс с алмазами. Пушки - чтоб уж наверняка замочить проклятых "рюсских". А алмазы - чтоб еще и примазаться хорошенько.
    Кстати, странно, если Акунин так верил в непобедимость Орды, да плюс сами ордынцы в это верили хорошенько, зачем же им пушки? Ну, да ладно.
    При этом подогревается ненависть конкретно к Москве. Русь тогда была еще раздроблена, а в Москве Акунин видел корень зла. Московские, дескать, несут консерватизм и авторитаризм, и ничем не лучше монголов, которые даже более цивилизованные. Итого автор так расставляет акценты, что пусть монголы и московиты друг друга поубивают, а наконец центры добра и демократии, к примеру, Новгород, заживут спокойно.
    Плут Шельма решает все переиграть, украсть алмазы, чтоб зажить припеваючи. А потом ситуация так обернулась, что он решил выдать москвичам спрятанные пушки. Не из чувства патриотизма, а просто сменил себе хозяина.
    Мало того, судьба приводит его на Куликово поле, где его назначают ответственным за пушки и главным артиллеристом.
    А теперь о том, как Окунь видит сражения.
    Значит, русские были обречены. Понимаете, Дмитрий Донской - он тупой (по Акунину). Он ничего не смыслит в тактике, глупый русский самодур, толстый и бородатый. Может только трупами заваливать. Уверен, где-то за кадром притаились заградотряды и особисты Дмитрия.
    Шельма удивляется про себя, почему эти недоумки русские не убегают с поля боя. Ведь их ждет смерть! Чего в самом деле бороться, ждать врага с оружием в руках? Впрочем, автор всегда может соскочить и сказать, что это не его позиция, а сам-то он хотел показать героизм русских людей. Однако в этой повести и не только в этом моменте встречаются замечания, дескать, русские люди просто бараны, которые готовы идти на убой. А вот не были бы баранами, послали бы Дмитрия Донского в очко, и были бы в Евросоюзе, пили бы немецкое пиво. Могли бы еще провести вече на поле боя и проголосовать, кто за то, чтобы биться, а кто против.
    А еще можно, как в сериале "Чернобыль". подойти к Дмитрию и сказать: "Дайте приказ в письменном виде".
    В общем, пушки, притащенные на поле боя Шельмой, сыграли свою роль. Они пальнули пару раз - и ордынцы тупо испугались и убежали! Ну, а Шельму наградили и сделали практически членом знати.
    Вот такое оно новое прочтение!
    Я, честно говоря, ничего не слышал о том, чтобы на поле боя там были пушки. Вот слышал про засадный полк, который обратил врага в бегство - это да. По Акунину именно пушки вызвали заминку, чтобы этот полк выполнил план на сражение. Если историки не упоминают о пушкам, стоит предположить, что их не было. Но тогда вся акунинская интерпретация летит к черту!
    Но даже если допустить, что они были - Дмитрий Донской же о них знал. Он-то их туда и распорядился поставить. Значит, все прошло по ЕГО плану. Так что же, Акунин убивает собственную логику?

    7
    1,2K