Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Coriolanus

William Shakespeare

  • Аватар пользователя
    sq17 декабря 2019 г.

    Тупое копьё

    Вообще-то я не пишу отзывов об основных романах Достоевского, главном романе Булгакова, а также о Шекспире. О них уже столько написано, что смешно лезть со свиным рылом да в калашный ряд. Поэтому следующий текст читать никому не рекомендую.

    Шекспир он, конечно, и в Африке Шекспир. Прочитал пьесу не отрываясь, действительно история интересная. К тому же яркие характеры и всё такое.
    Самый яркий, разумеется, Кориолан. Это такой рыцарь без страха и упрёка, сильный, бесстрашный, героический воин -- и он даже умный. Но умный только на поле боя. Во всех остальных случаях он прямой и незамысловатый, как тупое копьё. Именно тупое, никакое другое. Кориолан думает, что он на свете один (ну плюс ещё есть враги, но они не в счёт). Ему абсолютно неведомы чувства других людей, и ни при каких обстоятельствах он не отступает от намеченной прямой линии. Чувствует себя абсолютно свободным от общества.
    Это заставляет меня категорически усомниться в его уме во всём, что не касается его профессиональных обязанностей полководца. Не припомню у Шекспира других таких героев. По крайней мере среди основных таких, кажется, совсем нет, разве что в какой-нибудь комедии.

    Кориолан не любит плебеев. В этом смысле он мог бы подружиться с профессором Ф.Ф.Преображенским. Но только вряд ли у них нашлись бы темы для разговора.
    Народ в пьесе и правда добрых чувств в читателе не рождает. Сборище беспринципных оппортунистов. Не знаю, отражает ли это взгляды самого Шекспира, но зрелище отвратное. Очень похоже на прямую трансляцию заседания Государственной Думы.

    С другой стороны, Кориолан напоминает древнего Жириновского:


    Что сердце скажет, то язык повторит.
    (Акт 3, сцена 1)

    Тот тоже, помнится, говорил: "Дадим каждому русскому мужчине по бутылке водки." На вопрос, как он это себе представляет, Владимир Вольфович, не моргнув глазом, отвечал: "Привезём и выставим на углу Тверской!" Сейчас так больше не говорит. Вообще ничего не говорит. Стар стал.

    Из всех персонажей пьесы больше всего мне нравится Волумния, мать Кориолана. Вот это по-настоящему умная женщина, причём её ум гораздо гибче, чем у всех остальных вместе взятых.

    Вот чего явно не хватает в пьесе, так это центрального монолога типа To be or not to be, который объяснил или хотя бы приоткрыл нам глубину переживаний и размышлений Кориолана, которые привели-таки его к своей версии пакта Молотова-Риббентропа (если не предательства генерала Власова).
    Заподозрить Трясущееся-Копьё в тупости не представляется возможным. Вероятно, такие обоснования совсем не входили в его планы. Глубокомысленный диалог мог бы прийти в кричащее противоречие с характером Кориолана.
    Впрочем, кто знает? Первое Фолио было издано посмертно, может быть, Шекспир и написал гениальный монолог, да он затерялся? Такая версия мне нравится.

    В театры я никогда не хожу, но люблю театральные анекдоты. В большинстве своём они абсолютно непечатны, но один относительно приличный знаю. К тому же он про Шекспира, так что позволю себе его воспроизвести.


    Конец лета. Гастроли столичного театра в провинции. Играют какую-то историческую хронику Шекспира. Это последний спектакль, по окончании все садятся в самолёт и летят домой. Реквизит подвезут позже поездом.
    В связи с этим настроение у всех приподнятое, трезвых в труппе нет.
    Последний акт подходит к концу. На сцене груда трупов и два чудом уцелевших героя с обнажёнными мечами. Они тоже сейчас погибнут. Одному из них предстоит произнести последние слова пьесы. В переводе Щепкиной-Куперник они звучат так:

    Мне надобно увидеть твой закат
    Иль дать тебе моим полюбоваться!
    Разумеется, актёр уже не здесь, душа его в Москве, поэтому он забывает слова и провозглашает:

    Мне надобно увидеть твой конец...
    Тут он чувствует, что что-то не так и с сомнением в голосе добавляет:

    ... Иль дать тебе моим полюбоваться?...
    Говорят, половина трупов заржала, а остальные уползли со сцены.
    Занавес спас положение.

    Чем исторический анекдот отличается от исторической хроники?
    Правильно: количеством трупов в конце. Количество трупов в "Кориолане" на удивление незначительно. В целом же история занимательная, всем рекомендую.

    17
    507