Рецензия на книгу
Обрыв
Иван Гончаров
SoraYumi16 декабря 2019 г.Сумбур и влюблености
Обычно русская классика чаще вызывает отклик души и сердца, но не в этот раз.
История самая обыкновенная — о влюбленностях. Борис Райский по частоте встречаемости в романе является главным героем, но по сути он больше раздражающий фактор и связующее звено всего происходящего. Ему 35 лет, а его замашки сродни 15-летнего подростка. Он абсолютно бесполезен для дела, опыта, понимания. Его главная проблема, которой он всем без разбору докучает, это жажда эмоций и страсти. Он мнит себя художником, писателем, скульптором. И вроде есть талант, да нет способности трудиться.
В связи с этим, начало романа весьма унылое и вялое. Какие бы страсти там не пытались происходить, они все мелкие и унылые. А Райский смешон и жалок.
Спасибо, что далее на сцену выходит его бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Около этой мудрой женщины можно отдохнуть умом и сердцем. Она спасает весь роман своей непоколебимостью, силой духа, логикой и добротой.
Но вся драма и развитие событий в романе разворачиваются между сестрой Бориса — Верой и Марком, ее возлюбленным. Вера прогрессивная девушка, начитанная, умная и, естественно, божественно красивая. И Марк, и Борис, как представители современного общества восхищаются ей. Один правда считает, что он умнее и может заняться ее развитием, на деле же лишь преследует корыстные цели личного характера. А второй, полагал, что сможет быть сильнее ее и насладиться ей вдоволь. Оба остаются неудел, даже несмотря на то, что Марк таки завладел измученной страстью Верой. В итоге прогрессивная девушка впадает в бесконечное уныние от своих ошибок, теряет силу своего ума и обращается в тень. Автор умалчивает о счастливом исходе ее жизни, хотя предпосылки для них есть.Под впечатлением этой драмы Борис проникается внутренней силой женщин. При этом он, как обычно, обильно исторгает слова и мысли на это счет, а потом просто уезжает в Италию, потому что вдруг понял, что он не писатель, а скульптор.
Сумбурность романа меня огорчила. В нем есть хорошие идеи — про женщин, про уважение, про нравственность, про просвещение и новомодные течения идей. Но остается ощущение скомканности этих идей и недоработанности. Словно автор, как и главный герой его романа, набросал заметки, а работой над ними займется может быть кто-то другой. А может и не займется. При этом у него в книге отмечено, что ничего нового под солнцем нет, что все старо и может быть лишь переиначено. Так зачем же эта книга?
История представленная в ней казалось бы давнишняя, не современная, ведь сейчас у женщин гораздо больше прав и возможностей, но в итоге оказывается что часто до сих пор проблема остается той же. Чувства и страсти сметают все на своем пути. Мужчина вначале видящий красоту ума, не сдерживается перед красотой тела. Ведь и Борис, и Марк были как будто очень современны и терпеть не могли старых обычаев, а в итоге оба желали лишь руководить женщиной и ждали, что она будет подчиняться. Никто в этой книге ничего не выигрывает. Кроме второй сестры Бориса — Марфеньки. Милая, но глуповатая девушка самая счастливая в этой истории.
Тут даже особо больше нечего добавить, кроме того, что душевность в книге есть, есть и захватывающие моменты, но для повторного прочтения, восхищение или каких-то жизненных идей книга абсолютно не подходит.
Кстати, на роль проблемы "отцов и детей", а точнее поколений этак книга, на мой взгляд, подходит гораздо больше оригинала. Когда сталкиваются два поколения и оба выходят из истории относительно достойно, это кажется более поучительным и заслуживающим внимания, чем простой нигилизм. Ведь и Борис отрицает многое, но его бабушке хватает ума и сил терпеть его и своевременно проявить себя настолько, что внук начинает искреннее ее уважать.
4294