Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
meglant13 декабря 2019 г.Ружья, которые не стреляют
Однажды посмотрела я фильм. Отзывы о нем были восторженные, услужливый КиноПоиск сообщил, что на Каннском фестивале фильму устроили овации на целых восемнадцать минут. А я смотрела и недоумевала.
Нет, фильм действительно хорош: сильная история, он красиво сделан. Но не до такой степени, чтобы вызвать аплодисменты такой продолжительности. И у меня возникла мысль: может все дело в общем фоне, на котором такой фильм выглядит шедевром?
Похожая ситуация возникла и с романом 'Шантарам'. Роман объемный, красочный. Если понимать под увлекательностью многообразие сюжетов и сцен, то здесь это в изобилии: блеск и нищета Бомбея, местное высшее общество и жители трущоб и деревень, благородные и не очень разбойники, немного политики, много криминала. Сравнение с 'Тысячью и одной ночью' можно признать справедливым, в том эпосе тоже одна история перетекает в другую, а потом ещё в одну и так без конца и края.
Но если в 'Тысяче и одной ночи' в конце концов, эта бесконечная вереница историй приводит к разрешению проблемы, с которой всё началось, то куда приводят героя его приключения я не очень понимаю.
Тщательно развешенные и подсвеченные со всех сторон ружья и толстые намеки на то, что всё кончится плохо, не создают интригу. Слабо мотивированные отношениями между героями философские рассуждения сверкают гранями и создают иллюзию глубины, но в какой-то момент начинают утомлять.
Некоторое оживление в финале когда, наконец, раскрываются тайны героев, на которые нам до этого всё время тщательно намекали, оставляет ощущение несоответствия масштабу, который заявляется в начале.
Возможно, какое-то развитие и 'большой финал' истории главного героя Лина-Шантарама происходит во втором романе - "Тень горы". А может быть, проблема в другом. Пока человек жив, его история не завершена, а значит невозможно завершить роман, так тесно связанный с личной, безусловно богатой биографией.
61,6K