Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Mermaid and Mrs Hancock

Imogen Hermes Gowar

  • Аватар пользователя
    Kelderek12 декабря 2019 г.

    Русалочьи тропы

    Книгу Гауэр можно конечно прочитать как роман о том, как встретились два одиночества - Анжелика Нил и мистер Хэнкок. Любовно-семейная тема в исторических тонах (западные рецензенты уверяют, атмосфера Лондона конца XVIII века передана довольно убедительно). Но за рассказом о том, как купец стал водиться с куртизанкой, как в любой старой книжке тех лет (момент подражания им имеется, на ум приходит не только классика того века вроде Дефо и Филдинга, но и более поздний Диккенс) нетрудно разглядеть весьма занимательную (в отличие от многих нынешних книжек) тему женской судьбы и вытекающую из нее непривычную для современной эпохи мораль и здоровую житейскую мудрость.

    Общее направление очевидно – из грязи в князи, от «пригожей поварихи» к степенной даме. И вроде ничего такого нового здесь нет. Книжек о том, что «надо делать хорошо и не надо плохо» – понаписано воз и маленькая тележка. С одной поправкой – так было раньше. Теперь такое впечатление, крышу прочно сорвало почти у всех авторов, и белое стало даже не черным, а вовсе бесцветным. Движение нынешнего общественного сознания, если оно существует, скорее обратное – к мировоззрению миссис Чаппел, к порядкам дома терпимости миссис Фрост.

    Роман о русалках, русалочьем зове, русалочьих тропах. Были у Джоны Хэнкока в действительности русалки или нет? Какая разница. Не это важно. Важнее то, что в это верили. Речь идет о силе представлений, силе воображения, способной воспринимать зло как благо, видеть достоинство там, где его нет, благородство, где оно отсутствует и наоборот. Уже тогда, почти 250 лет назад мы жили в обществе, где тон задает одурманивающие голоса светских сирен (главное – казаться, а не быть). Многие оказались заворожены ими. Но есть те, кто попадают под их обаяние лишь на время. Гауэр решила написать как раз о них.

    В остальном перед нами книга на вечную тематику (брак, семья, отношения в них, поиск настоящей любви, расовые проблемы, вопросы женской свободы, предназначения женщины, ее места и места мужчины в жизни и в обществе).

    Нынче все пишут о женщине (русалке). Одни бездарно, другие, как Гауэр небессмысленно. Она не ограничивается обычными эмоциональными причитаниями по этому поводу, а на протяжении всего романа незаметно для читателя размышляет: а какие у женщины, есть, в жизни, собственно, альтернативы.

    Она молода. Что ж, ее ждет на выбор – улица, публичный дом, участь куртизанки-содержанки, зарегистрировавшейся в качестве индивидуального предпринимателя, или замужество. Вроде бы последнее не отличается от предыдущего (мы помним – «брак - узаконенная проституция»), за одним небольшим, но важным исключением – чувств и эмоциональной привязанности, ощущения, которого не способен подарить ни один из других выборов: «Это приличный дом. Мой муж - джентльмен».

    Она в летах. Тогда либо мадам, либо тупая гусыня-кумушка, либо труп, либо несущая себя высоко матрона, либо счастливая женщина с любящим мужем. Последний путь по нынешним временам не очевиден: это считает отсталым и лживым. Так ли это? Вопрос не мистики и не общественного мнения – а собственных усилий, желаний и наклонностей.

    Гауэр проводит в своем романе весьма непопулярную ныне мысль о том, что свою завершенность, полноту, самостоятельность, женщина обретает в доме и семье, мимоходом дискредитируя идеи свободной любви, романтической страсти, жизни для себя и прагматичного брака по расчету. Брак по созвучию сердце, взаимной симпатии оказывается и самой романтичной, и самой расчетливой вещью.

    Есть и еще одна интересная мысль отраженная непосредственно в самой структуре текста, в его переходе от весьма беспокойной и разбросанной первой части к строгой и логичной второй. Кто мы до брака? Дураки, сущие дети, инфантильные существа не находящие себе места и пускающиеся в глупые авантюры. Жена делает мужа мужчиной, и наоборот. Героиня романа, в самом начале, сущая идиотка, проходит испытание романтической любовью, обнаруживает иллюзорность подобного вида отношений, после чего открывает преимущества нормальных семейных отношений, в которых любовь связана с такими качествами как доверие, взаимное уважение, преданность, внимательность, ответственность, достоинство и взаимопонимание.

    9
    1,3K