Рецензия на книгу
Белая гвардия
Михаил Булгаков
Аноним8 декабря 2019 г.Открывая эту книгу, я не знал, что меня ждет. Не смотрел я экранизаций, не ходил на театральные постановки. Тем не менее, эпоха Гражданской войны и революции, является для меня интереснейшим пластом для изучения с самого детства. Это значит, что неосвоенная в школе «Белая гвардия», должна была пополнить мой список, как одно из известнейших произведений того периода.
Холодная зима 1918/19, в Империи происходит то, что можно назвать одним словом: анархия. Десятки группировок по всей стране используют народную ненависть для достижения своих целей. Не избежал этой судьбы и славный город Киев. Немцы, Петлюра, Скоропадский, всё смешалось в этом доме. Люди не знают, за что сражаются, а режимы приходят и уходят (Киев ещё не раз будет переходить из рук в руки в 1919 и 1920). На фоне этого в доме на Алексеевском спуске живет семья Турбиных. Представители русской интеллигенции втянутые в этот водоворот становятся жертвами реакции (а как иначе, ведь правила игры меняются каждый день).
И тут я начну критиковать роман. Я прекрасно понимаю, что роман ценен автобиографичностью, и каждый персонаж в нем имеет реальный прототип. Я понимаю, что в нем содержится масса символов, образов и аллюзий. Но распознать их могут лишь хорошо образованные люди и литературоведы. Чтобы считать все смыслы придется прочесть определенное количество исследований. А вот историческая ретроспектива, хоть и важна, но является лишь фоном, так как Булгаков не углубляется в политику, оставляя нам эмоциональное ощущение момента.
Поехала околесина на дрожках:
— Болботун — великий князь Михаил Александрович.
— Наоборот: Болботун — великий князь Николаи Николаевич.
— Болботун — просто Болботун.
— Будет еврейский погром.
— Наоборот: они с красными бантами.
— Бегите-ка лучше домой.
— Болботун против Петлюры.
— Наоборот: он за большевиков.
— Совсем, наоборот: он за царя, только без офицеров.— Гетман бежал?
— Неужели? Неужели? Неужели? Неужели? Неужели? Неужели?
— Ти-у. Ти-у. Ти-у.Моя претензия как среднестатистического читателя: книга не является цельным художественным произведением, она нуждается во «внешних костылях». В ней не раскрыты характеры героев и их сюжетные арки, повествование кажется рваным, а дух эпохи теплится на втором плане. Революция, как «эпоха джаза» у Фицджеральда, вроде бы есть, но как её все прочувствовали, я не знаю. Я понимаю, что планировалась трилогия, но это не умаляет других недостатков произведения. Планировалась новая «Война и мир», а вышла камерная пьеса. Очень жаль.
3765