Рецензия на книгу
The Girls
Emma Cline
Kamilla_Kerimova6 декабря 2019 г.Грустная книга про тяжести взросления женщины
«Девочки» Эммы Клайн прячут под вольным пересказом преступлений секты Чарльза Мэнсона глубоко феминистическое рассуждение о переживаниях и страхах женщины в пору взросления.
Скорлупа истории секты, с сексуальными оргиями, психологическим давлением и странными, радикальными для человека как в наши дни, так тем более в пору шестидесятых годов прошлого века, моделями поведения становится только оболочкой для пути женщины через детство и отрочество к взрослению. И неясно, что в итоге кажется более страшным – сухой, похожий на досье пересказ преступлений, которым героиня даже не была свидетелем, или горькая правда сломанной жизни – ведь в итоге, она так и не смогла полностью пережить травматичный опыт и действительно повзрослеть.
Не бойтесь спойлеров – финал истории известен сразу. Точнее обеих историй:
- преступление, совершенное сектой «Рассела», под которым легко угадывается убийство Шэрон Тейт и ее гостей, описывается в первой же части книги, чтобы дать нам четкое понимание связи между событиями;
- и сразу после этого мы знакомимся с событиями жизни героини, истерзанной постоянным ужасом, лишенной сил на самостоятельные действия и решения.
Так, в рамках переключения между современностью, где Эви Бойд живет в летнем доме своего приятеля, и прошлым, в котором она существует на самом деле, переживая его постоянно в своих мыслях, и протекает действие романа. И между этими двумя временами на самом деле куда больше параллелей – и в первую очередь в поведении женщин, тех самых девочек, которым и посвящена книга.
Что в бурные 60-е, что сейчас, как верно замечает Эви, «у девочек умение верить в себя с самого начала подрублено. Кажется, что чувствам совсем нельзя верить, как ломаному вздору». Что подружка Джулиана, сына приютившего героиню друга, виснущая на своем парне и старательно притворяющаяся перед самой собой, что он настоящий идеал; что наша героиня, влюбленно глядевшая сначала на старшего брата подруги, а потом на лидера секты, Рассела; что посвятившие себя тому юные сектантки – девочки во все времена совершают одну и ту же ошибку. Только ошибкой сейчас можно назвать воспитанное поколениями стремление женщины передать право принимать решения, формировать моральные категории, установки, выборы – другому человеку.
«Людям потом будет сложно поверить, как это обитатели ранчо вообще могли жить в таких условиях. В настолько плохих условиях. Но у Сюзанны не было другого выбора: свою жизнь она полностью отдала в руки Расселу, а жизнь ее к тому времени стала вещью, которую он мог как угодно вертеть и оценивать. О чем-то Сюзанна и остальные девочки уже просто не могли судить, бездействующие мышцы их эго ослабли, сделались ненужными».
Постепенно развитие романа прекрасно показывает, каким образом девочки из всех слоев общества доходили до такого состояния. Главная героиня, внучка известной актрисы, «хорошая девочка», ученица дорогой школы, ровно также готова к тому, чтобы вручить свою жизнь в чужие руки, как и простая бродяжка, ведь они все воспитаны в одном культурном контексте.
«Журналы учили нас, что, пока тебя не заметили, жизнь – всего лишь зал ожидания. И вот пока я ждала и готовилась, мальчики это же время тратили на то, чтобы вырасти в самих себя».
Именно поэтому и настоящий Чарльз Мэнсон, подготовивший в реальности несколько безумных убийств, опирался именно на преданных девочек в своих преступлениях – только от них возможно получить полную и безоговорочную верность.
И поэтому же Эви Бойд, чудом пережившая ужасные события, во многом благодаря незрелости своих чувств, едва понятых ее странной подругой и проводником в мире секты Сюзанной, не может двинуться дальше и построить нормальную, полноценную жизнь, несмотря на многие попытки. Напуганная неудачным опытом «передачи своей жизни в руки мужчины», она испытывает постоянный и часто иррациональный страх перед ними, а строить жизнь без опоры на мужское плечо просто не умеет.
Учиться жить, оглядываясь только на себя, принимать решения самостоятельно, брать на себя ответственность за свою жизнь – вот, чего не может сделать героиня, и вот, что требует от каждой сегодняшний день.
Содержит спойлеры25391