Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

4 3 2 1

Paul Auster

  • Аватар пользователя
    Unikko1 декабря 2019 г.

    До знакомства с книгой Пола Остера я была уверена, что романы воспитания скучными не бывают. Я ошибалась... Арчи Фергусону не исполнилось еще и семи лет, а я уже поняла, что герой ни в каком из своих воплощений мне не интересен, равно как и его (их) дальнейшая судьба. И дело не в том, что четыре варианта героев почти не отличаются друг от друга (по-видимому, потому что "сделаны из одной ДНК", как говорится в аннотации), как и их четверящиеся матери, отцы, дяди, тети, соседи, усыпляющие своей аналогичностью; и даже не в тягучем, неторопливо-бесстрастном стиле изложения. Трудность чтения "4321" заключается в том, что совершенно не ясно, как и по какому принципу автор из всех возможных вариантов развития событий выбрал именно эти четыре версии. Чем, спрашиваю я себя, сущностно отличается тот мир, в котором Лью Фергусон ставит 200 долларов на "Гигантов" и выигрывает "шестьдесят кусков", и тот, где он теряет девять тысяч двести долларов, поставив на "Индейцев". Кажется, для автора всё просто: есть заранее продуманные контуры четырех жизней Арчи, к ним можно придти определенными путями (отец рано умрет или будет жить достаточно долго, родители Арчи обанкротятся или разбогатеют и тому подобное). Главная задача, стоящая перед писателем, своего рода творческий вызов, - сделать прохождение этих путей художественным, чтобы истории четырех Арчи читались как одна книга. В этом смысле пронзительно-интимный коллаж Остера с пикантными подробностями и глубочайшим вниманием к историческому фону, виртуозно выстроенный в форме классического романа взросления, весьма необычен. Художественная стратегия, может быть, и не новая, но по-прежнему актуальная: литература, и искусство в целом, не только отражает реальность, но и создаёт её. Вот только получившаяся "реальность" и "человек" из неё мне совсем не понравились...

    36
    2,9K