Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним29 ноября 2019 г.Интеллект, абсурд и миропорядок
Можно ли считать Кафку иконой интеллектуальной элиты, создателем уникального мира, балансирующего на тонкой грани реальности и абсурда?
Фактически можно. Ведь главный герой романа Процесс весьма образован и занимает в банке не последнюю должность. Само действие романа разворачивается в абстрактном городе без названия, где сон подчас неотделим от реальности, да и главный герой все чаще обозначается автором лишь литерой К.
Но Кафка не был бы столь велик, если бы все дело ограничилось этим.
С первых глав романа Кафка погружает читателя в мир глазами банковского служащего – его мысли, способ мышления, рефлексию, реакцию на происходящее вокруг. И как думающий человек, он рождает тысячу мыслей, которые часто не логичны и оттого не приводят главного героя к решению проблем и хотя бы временному успокоению. Показателен разговор К. с фрау Бюрстнер, который мог бы быть услышан другой парой, но, даже быстрый взгляд на не обращающих на него внимание людей, не убеждает главного героя, что разговор не подслушан. Ведь они могли сделать вид из вежливости, что ничего не услышали. И такие мыслеформы не отпускают ГГ и в дальнейшем: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я».
С каждым движением К. сюрреалистичный мир растет и множится. Главный герой отчаянно ищет залы судебных заседаний – по окраинам города, по жилым домам, где семьи заняты стиркой белья и другими бытовыми вопросами. И уже, будучи совершенно в отчаянии, он находит небольшую дверь, за которой скрывается то, что он так настойчиво искал – судьи, залы, полные народу, судебные канцелярии, пронырливые служки. Мало того, канцелярии множатся, по лесенкам пути ведут на чердак все выше и выше, комнатки при этом становятся все теснее и меньше, что в какой то момент ГГ не выдерживает и почти падает в обморок.
Никто не выдвигает против К. никаких обвинений, но абсурдность ситуаций нарастает в геометрической прогрессии. И вот уже у ГГ адвокат, который ведет дела из постели, странный художник с большим влиянием на суд, клиенты, советующие брать сразу не менее 5 адвокатов, иначе дела не выиграть. Перед К разворачивается судебная система как бесконечная вселенная. И, чем больше он ее познает, тем объемней она становится, заменяет ему весь остальной мир, и тем больше он проникается правилами этой системы и начинает играть по ним. Проблема только в том, что у системы нельзя выиграть. И эту мысль Кафка вкладывает в притчу о Вратах закона, в которой угадываются отсылки к библейским текстам. Человек ищет Закон (Бога), Врата Закона (рай) открыты, но привратник у ворот не разрешает зайти, хотя и не пытается воспрепятствовать. Человек боится войти, ожидая других препятствий и привратников, в итоге тратит всю жизнь на ожидание и задабривание стражника.Также и ГГ в конце лишается жизни, испробовав все способы добиться завершения процесса. Таким образом, становится ясно, что лучший способ победить систему – это не становиться ее частью. Но если ты вынужден играть как ГГ по ее правилам – трагичный конец неотвратим.Несмотря на отсылки к Достоевскому, к его темам преступления и наказания, в романе много гоголевского абсурда и сюжетов о чиновниках (нос, шинель, записки сумасшедшего).
Роман интересен, многослоен, позволяет по новому взглянуть на понятие реальности, а также вечные темы греховности и вины, свободы и абсолютной власти. А попытка проникнуть в сознание и подсознание ГГ, раскрыть невероятно глубокие мотивы его действий с уверенностью позволяют отнести роман к шедеврам интеллектуальной литературы.3134