Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маскарад лжецов

Карен Мейтленд

  • Аватар пользователя
    Аноним27 ноября 2019 г.

    А теперь мы поиграем в средневековье...

    Частенько я читаю в рецензиях и отзывах следующую фразу: "Я ожидал/а от книги одного, а получил/а совсем другое". Так вот в данном случае я не ожидала ничего. Я вообще чудовищно редко ожидаю от книги что-то - просто сажусь и начинаю читать. Знала я о "Маскараде Лжецов" только что у нас XIV век, чума, группа людей бежит от чумы на север, у каждого свои тайны, происходят загадочные преступления. И все. Так что моим основным побуждением написать эту рецензию стало не разочарование, а забота о вас, дорогие мои обитатели ЛайвЛиба! Не читайте эту книгу!

    Начнем с того, что у нас тут средневековье. А вот не чувствуешь ты никакого средневековья. Все время пока я читала эту... книгу (а страниц там немало), мой внутренний Станиславский голосил: "Не верю!" Средневековье Карен выглядит так - из ящика со старыми игрушками достаем потрепанных жизнью Барби и Кенов, наматываем на них тряпочки всякие, художественно сбрызгиваем искусственной кровью, ну и еще какой-нибудь пакостью, торжественно развешиваем кругом пластиковые кишочки из магазина приколов, на картонке распечатываем какую-нибудь средневековую картинку помрачнее - и уи-и-и-и, какое у нас средневековье получилось! Ан нет, не получилось. В чуму не веришь, какая-то она театральная. А уж в средневековые реалии... ))) Ох уж эти реалии... )))

    Взять хотя бы язык. Мама дорогая - ну почему у автора девка из таверны говорит так же как венецианский музыкант, так же как и ярмарочная гадалка-по-совместительству-жрица, так же как и какой-нибудь левый крестьянин, так же как и подмастерье стеклодува, как инквизитор, как... ну вы поняли. Разницы между их речью вы не разглядите, разве что микроскоп мощный наладите.
    А фразы! Милостивые боги! Пока читаешь, тебя не оставляет стойкое ощущение, что ты попал на типичный девчачье-бабский блог, где вся лента в фотографиях рассветов, цветочных полей, а на них - изящным шрифтом напечатаны набившие оскомину "мудрые мысли" - "я горжусь тем, что я не такая, как все!", "дерзай, будь собой!", "прими себя такой, какая ты есть!"... Там и слово "буллинг" затесалось, хотя слово "bully" в XIV веке имело вполне себе положительное значение - "друг, приятель"...

    А персонажи! Это ж надо было так постараться, чтобы создать целую кучу абсолютно неинтересных, картонных, неправдоподобных персонажей. Им не веришь, им не можешь сочувствовать даже под дулом пистолета; их поступки, их оправдания, объяснения, мотивации (хотя как таковых мотиваций у персонажей-то и нет) совершенно нелогичны. Был один персонаж - Зофиил. Смотрелся более-менее средневеково, до определенного момента ты ему верил, но потом и он начал выбиваться из своего же образа.

    Но тут же еще были обещаны тайны. Эгей, та-а-айны, ау-у-у, где вы? Ой, а нет их тайн-то. То есть, они вроде бы и есть - заявлены же в аннотации. Но где-то 70% этих тайн вы и сами разгадаете - я вот разгадала. А это уже показатель - если я разгадала тайны (способностей к раскрытию тайн у меня особых нет) - то это уже и не тайны вовсе. Остальные секреты персонажей ничего, кроме зевоты у вас не вызовут. Да, вроде бы для того времени ого-го тайны - автор щедрой рукой сыпанула в котел своего варева и инцест, и содомию, и прочие извращения и прегрешения - но то, как они раскрываются, то как они подаются...
    Кроме того, тайны ничего не добавляют к повествованию. Не помогают выстроить линию развития персонажей, не способствуют раскрытию авторского замысла (наверное, потому что его... как бы... нет?) или сюжета. Просто тайны ради тайн.

    И да. У нас же еще анонсировали детектив. А значит должен быть злодей. Вот этот злодей меня убил - смехом.
    Представьте себе, вы читаете детектив. А там есть персонажик такой - неприятный тип, жестокий, холодный, грубоватый. То и дело скалит зубы, грозит, убью, мол, всех. И ружьецо у него есть - непростое ружьецо. Глушитель у него - это само собой. А еще оно из-за угла стрелять может, ствол изгибается хитрО так. Для наших героев такой оружие не выглядит особо странным - у них и покруче есть, даже огнестрельные сюрикены имеются.
    И вот что происходит. Вдруг погибает один персонаж из нашей компании. Не исключено, что произошло убийство. Потом другой персонаж выбывает из строя... Перед каждой смертью наш злобный тип бормочет какие-то полу-предостережения, полу-угрозы, тщательно смазывает свое ружье... И вроде бы все понятно, но не нашим героям, нет! Они будут хмурить лоб и всерьез задаваться вопросом - а кто бы мог это сделать.

    Вы бы такой детектив восприняли всерьез? Сомневаюсь. А тут как раз такой детектив. Кто злодей, ясно с самого начала. Мотивы злодея не проясняются даже в самом конце книги. И когда один из персонажей спрашивает: "Зачем ты это делаешь?" Злодей отвечает: "Могу и делаю". Вот такой вот глубокий "смысл". )))) Очевидно, автор тоже руководствовалась таким же мотивом. Зачем рисовать реалистичную картину средневековья? Зачем маяться с реалиями времени, с языком персонажей, с их правдоподобностью? Села, написала книжку, продала - могу и делаю.
    Только, увы, так настоящие авторы не делают...

    6
    625