Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Rubus_7822 ноября 2019 г.Противостояние творца и творения
По растиражированности образа с Франкенштейном может соперничать только Дракула, пожалуй. Но насколько же далеко от первоначальной фабулы ушли эти сшитые суровыми нитками "шкафы" с болтами, торчащими из шеи. В первоисточнике больше упор делается не сколько на то, чтобы напугать читателя, сколько на обсуждение моральных принципов человека.
Как и любом классическом готическом романе, здесь множество тайн и неожиданных моментов, от которых должен холодок пробежать по спине. По-видимому, у читателей XIX века он и пробегал, но в веке XXI таким уже мало кого можно напугать.
Главный персонаж, Виктор Франкенштейн, на редкость противоречивый персонаж. Когда оказывается под судом невинный человек, он старательно скрывает, что знает настоящего убийцу. Потому что боится, что его сочтут сумасшедшим. Хотя его своевременное признание спасло бы жизни нескольких человек.
Плод его трудов, безымянное чудовище, ещё более противоречиво. Да, о его тяге к красоте, истории и пасторальному семейству читатель узнаёт только с его собственных слов. И всё же хочется верить, что это не было попыткой обелить себя в надежде на выполнение Виктором уговора. Убийства он совершал только из мести самому Франкенштейну, а про остальные жертвы не было упомянуто ни разу. Поэтому и нарушение Виктором договора выглядит, по меньшей мере, нелогичным шагом.
В книге такая масса цитат из Мильтона и Руссо (спасибо за узнавание, подробным комментариям в издании), что будь это современное произведение, автора обвинили бы в отсутствии собственных идей и плагиате.7349