Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2019 г.

    «В деянии начало бытия»

    Фауст. Анализ.
    Часть первая.

    Трагедия начинается «отчётом» архангелов Богу о состоянии вселенной. Этот мир прекрасен: по законам движутся планеты, на земле регулярно происходит смена дня и ночи – здесь всё закономерно.

    Диссонансом вторгаются слова Мефистофеля, носителя критики:
    «Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
    Я вижу лишь одни мученья человека» — это факт, который опрокидывает версию о совершенном устройстве мира. По мнению беса, разум человеческий ничтожен, все мучения и скотские поступки от него и исходят.

    Вопрос произведения в том, удастся ли посланцу ада погасить «ничтожный» разум Фауста, вернуть его к животному состоянию. В результате – ответ, могуч или слаб человек своим разумом.
    Для Мефистофеля характерно не столько прямое разрушение, сколько циничное отношение к человеку, стремление погасить всякое искание и найти во всём слабую сторону.

    Фауст и сделка с Мефистофелем.

    "Я философию постиг,
    Я стал юристом, стал врачом...
    Увы! С усердьем и трудом И в богословье я проник — не умней я стал в конце концов."

    "Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
    Я упаду, тогда настал мой срок!
    Когда воскликну я: «Мгновенье,
    Прекрасно ты, продлись, постой!»"

    — тогда Фауст будет готов умереть и его душа достанется Мефистофелю. В этой декларации «когда» означает «если».
    С появлением этого у развития трагедии новое направление: оно становится смотром жизни, поиском смысла существования.

    Фауст покинет свое учёное затворничество и в обществе  Мефистофеля ринется в жизнь, чтобы, испытав всё на свете, постараться найти искомое удовлетворение. Сначала познакомиться с «малым светом», то есть с людьми в их частном быту, а затем с «большим светом» — жизнь государственную. Отныне каждый эпизод — новая «проба» жизни.
    Человек у Гёте осознал себя как личность и взвалил на свои плечи бремя нерешенных вопросов. Судьба Гл. героя связана со всем человечеством. 

    Погреб Ауэрбаха

    Мефистофель привёл Фауста в компанию погребка. Здесь царит та животная стихия, которую он предназначает для Фауста.
    Безделье, пьянство, грубые шутки, потасовки, любовные похождения  — вот в чём находит «вкус жизни» эта компания. Конечно, Мефистофель терпит неудачу. Пьяное веселье вызывает у Фауста отвращение.

    Маргарита (Гретхен)

    Образы Фауста и Маргариты широчайшие обобщения.
    Фауст – тип человека, для которого характерно движение, искание, неудовлетворенность собой и достигнутым. В этом отношении Маргарита с ее пассивным отношением к жизни, примирением со своей долей, с мыслями, направлеными на тихие радости семейной жизни, является полной противоположностью.

    Для того, чтобы сделать его и её счастливыми, Гёте пришлось бы сломать внутреннюю логику обоих образов. Перестройка неизбежно принудила бы снять основную проблему произведения.
    Гёте не мог объявить семью конечной целью исканий Человека. Поэтому отношения героев неизбежно приходят к разрыву.

    Встреча с Маргаритой для Фауста не является «похождением». (спорно). Любовь стала источником его переживаний. Он покинул Маргариту, спасаясь от возмездия за убийство Валентина, её брата.

    Нельзя считать, что он решил не возвращаться, но всё же позволяет увлечь себя на ежегодный праздник ведьм. План беса — одурманить его. заставить забыть Маргариту. Однако Фауст вспоминает возлюбленную. Его вновь неудержимо влечет к ней. Лишь теперь узнает, что произошло после того, как он её покинул. В страшном гневе на Мефистофеля он во что бы то ни стало вернется и спасет ее от казни.
     
    Вся первая часть «Фауста» заканчивается трагичной сценой в тюрьме. К безумной Маргарите при виде возлюбленного частично возвращается сознание. Снова вспыхивает любовь и желание жить. Но слишком тяжки воспоминания о погибшем ребенке, о матери, которая умерла от снотворного, о погибшем в поединке брате — всё по ее вине.

    Гретхен — хрупкое существо. Она не может начать новую жизнь после всего, что с нею произошло. Остается в тюрьме с тем, чтобы на следующее утро сложить голову на плахе. Голос свыше: «Спасена!» — возвещает, что невинно-виноватая сохранила свою душевную чистоту, несмотря на всё, за что закон обрекает ее на казнь.
    Ответственность за гибель девушки лежит на Фаусте, на бездушной среде, в меньшей степени — на самой Гретхен.

    Часть вторая.

    Первая чудесно написана, а трудность для восприятия второй в расшифровке отдельных метафорических образов и системы символов в целом. Перейдем сразу к сути.

    «В деянии начало бытия» — это про то, что Фауст сможет найти конечное удовлетворение только в практической
    действительности.
    Он нашёл то, что искал на протяжении всей жизни — настоящее высокое дело в созидательной деятельности на благо миллионов людей (материалистическое решение проблемы «счастья», «прекрасного мгновенья»). Гёте объявляет высшим достоинством человека — неутомимую, каждодневную борьбу за счастье людей.

    Мефистофель формально прав, но по существу он не прав. Все его расчеты рухнули. Ему не удалось ни погасить "высоких" стремлений Фауста,
    ни обмануть его "чувственным угаром". Фауст, при всех его ошибках и падениях, оправдан своим конечным земным делом, и, стало быть, попадает в рай.

    Написано для личного понимания, много взято с сети и отредактировано мною до адекватного размера текста и для более легкого усвоения. Я могу назвать рецензию своей, потому что проделал большую работу, чтобы всё ужать из часового чтения анализа в пятиминутное без потери сути.

    26
    1,7K