Рецензия на книгу
Петр и Алексей
Дмитрий Мережковский
Аноним17 ноября 2019 г.Совершенно случайно попалась мне в руки эта книга.Взяла я ее из-за петровской тематики да из-за автора, в котором была уверена. Вернее, я не знала, какое у него мнение относительно царя и царевича, но по крайней мере знала, что передо мной будет качественное художественное произведение, а не дешевая кустарная поделка. И автор меня не разочаровал. Я снова погрузилась в ту непростую историческую эпоху.
Говорят, Мережковский больше был сосредоточен не на проблеме реальных исторических личностей, вернее, через их призму он пытался продемонстрировать нам христианское начало, проблемы церкви, вечные разговоры о пришествии Антихриста. Забавно, но мне не показалось, чтобы книга была переполнена религией. Разумеется, она здесь присутствует и в немалых количествах. Но ведь и сами люди того времени были очень близки к попам, церквям, иконам, молитвам, обороняющим крестам и прочим атрибутам. А что до самосожжений, так о них только ленивый не писал. Мне встречались книги и более сконцентрированные на теме раскольников. Все же я предпочитаю рассматривать эту книгу как проблему отца и сына, возведенную до масштабов страны.
Надо сказать, что я заранее подозревала Мережковского в потакании Алексею, в попытке его развенчать “миф Петра”. Но в прямом виде этого не оказалось. Автор лишь старается более-менее объективно подходить к обеим персонам, у каждого находить и положительные, и отрицательные черты. Он признает мощную движущую силу Петра, но “лес рубят - щепки летят”, замечает и побочные аспекты. Те ли, в которых он перегибал палку со своей строгостью: бритье бород и укорачивание кафтанов, или же гибель множества простого народу от перенапряжения сил и плохого содержания, те ли, которые относились к числу его увлечений: операции, которые он проводил и от которых умирали люди, его привычку делать вскрытия всех умерших родственников. Или же его пороки, в которых он сбрасывал постоянное напряжение трудовых дней, но которые дорого обходились его окружению. Это я говорю, конечно, о его всепьянейших соборах и иных шутовских потехах.
Попытался он приоткрыть нам и личность Алексея. Кроме привычного списывания его характера на мамок с кликушами, окружавшими мальчика в раннем детстве и на заброшенность и на бесталанных учителей в его отроческом возрасте, он перешел и к его взрослой жизни, когда сын выполнял отцовские распоряжения, стремился угодить отцу. А, главное, не ненавидел его, как утверждают все источники, а рвался заслужить его любовь. Не отомстить за мать, а получить признание отца, вот таков Алексей в рассказе Мережковского. Но отец неуемен, ему всего мало, тот, кто возле него, всегда рискует попасть в немилость. Именно на этом и ломаются их взаимоотношения, ухудшаются постепенно. Создается впечатление, что нервный переменчивый характер юноши просто не выдержал постоянного давления своего отца. Что искал он утешения не только в зеленом вине (и его отца в том же упрекнуть можно), но и в обществе привычных монахов, в слишком большой религиозности, которой явно не страдал отец (хотя и отец не отрекался от бога). А монахи, видя именно в нем опору и надежду на возрождение прежних традиций, именно это ему и нашептывали ежеденно и еженощно. Мне кажется, это несколько слабая точка книги, не нарисована сама причина возникновения конфликта, она описана лишь приблизительно, набросана легкими карандашными контурами. Автор спешит к той части, которая уже неудержимо катится к развязке. Вот тут и выходит сравнение с Христом. Ведь Петру как и Богу предстоит решить, что дороже, сын или его дело, его страна, ради которой он трудился всю жизнь. И это решение не является простым для него. Несмотря на резкие перепады своего настроение, несмотря на поиски измены везде и всюду, он все же любит сына, и ему тяжело с ним расстаться. Тем более, не по чужой, божьей, воле, а приговорив его своим решением, и исполнив приговор своими руками.211,2K