Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Искусство любить

Эрих Фромм

  • Аватар пользователя
    Аноним16 ноября 2019 г.

    Очерк по теории сентиментальности

    Фромм проводит полноценный анализ концепта любви, осуществляет диахронический анализ любви в античности и её вырождения в современном мире; книга изобилует многочисленными отсылками к мифологии, схоластике и психоаналитической литературе.

    Шучу, шучу. Фромм написал эссе для девушек 15-20 лет, не слишком утруждая себя глубиной анализа. Вся перекличка ведётся лишь с Фрейдом, Марксом да парой-тройкой других коллег-авторов по цеху юппер-лефт психологии — ну это когда ехал Маркс через Маркса. В лучших традициях прото-нео-марксистов, Фромм нередко циклится на проблеме тирании, угнетения и деспотии, но больше всего, конечно, проходится по капиталистической системе. Критика капитализма здесь не сказать чтобы очень уместна, но при этом достаточно аргументирована (аргументация здесь выстроена на эмоциях, не на числовой статистике, как, скажем, в "Обществе Потребления" Бодрийяра). Я не знаю, по какой причине книга очень популярна в России у молоденьких девушек, но занятно, что попутно с апологией нежнейших сентиментов (кои представляет собой "Искусство Любить") они получают также краткий ликбез по анти-капитализму. Eat the rich!

    Что касается глубины изучения проблемы любви, то глубины никакой, конечно, нет. Отдельные тезисы верны, но ключевой, корневой тезис о неприспособленности человека к одиночному существованию вызывает сомнения. Фромм утверждает, что нет людей, представляющих собой целое, 1, но сплошь 1/2, алчущие общения и соединения с другим человеком. Какой-то до жалости наивный и трогательный постулат в духе церковно-приходских школ и кришнаитских сообществ, когда любовь, свет, благо и добро.

    Но, повторю, в книге есть интересные тезисы, в частности из главы о любви к Богу, а также пассажи о необходимости концентрации и более осознанного отношения ко всему. И, чёрт побери, меня неиронично восхищает, с какой едкостью Фромм критикует капитализм и стимулированное им бесконечное потребление.

    Это не искусство любить и уж конечно не метафизика пола, а так, очерк по теории сентиментальности.

    5
    672