Рецензия на книгу
Марсианин
Энди Вейер
Darguch11 ноября 2019 г.Марсианская робинзонада
Начну издалека. Что для вас обозначает термин «научная фантастика» в 2019? Для меня это фразеологизм, в котором слово «научная» является рудиментом. Даже открывая справочники мы сталкиваемся с разнообразием: социальная (Саймак, Лем), боевая (Вархаммер), космическая опера (Гамильтон, Симмонс) и многие другие виды и поджанры. То, что раньше относилось к научной фантастике, относят к поджанру «твердой НФ». Всемогущий Фантлаб отнес к нему и эту книгу. Справедливо ли? Давайте разбираться.
Данный поджанр расцвел за десятилетие до первых космических полетов. Писатели брали на себя роль футурологов. Например, в своих начальных произведениях Станислав Лем расписывал различные теории, касающиеся будущего космических перелетов и науки в целом. Космические программы были скрыты своими правительствами, а изучение космоса на глубинно-теоретическом уровне только начиналось. В 2009, когда автор начинал писать данный роман, интернет проник во все уголки земного шара, а информация о космических исследованиях лежала в открытом доступе. «Твердая НФ», в нынешнее время может продолжать путь своих предков, но она не должна забывать о знаниях, полученных к текущему моменту.
И вот с этим есть серьезные проблемы. Я совершенно не понимаю претензий к излишней научной сложности данного произведения, её тут практически нет. Автор сделал огромное количество допущений. Например, радиационная угроза. Разреженная атмосфера планеты не сможет спасать астронавтов в долгой перспективе. А марсианские бури, которые в реальности не могут сдвинуть с места ракету? И таких допущений в книге очень много. В интернете вы можете прочесть детальные разборы произведения от различных ученых и популяризаторов науки.
Нельзя этот роман отнести и к «производственному» жанру, опять же из-за фактологических допущений. Вы остались одни на планете? Шансы на спасение равны нулю? Человеческая психика не столь устойчивый материал, что и подтвердили такие психологические эксперименты, как «Марс 500». Кроме того, такое чувство, что, как и в фильмах «Марвел» куда-то исчезают целые государственные образования. Ау, вы вспомнили китайцев (и то благодаря сюжетному твисту), но и у французов с русскими есть свои космические грузовики. А как же целая россыпь частников, которые уже существовали к 2009? Да и НАСА, публичное агентство лишь, когда им нужны хорошие деньги от конгресса.
Так может в этой книге есть посылы социальной фантастики? Увы, глобальных смыслов и сокрытых слоев не обнаружено.
Хорошо, так может это хорошая космоопера? И с этим проблемы. Главный герой типичный Мэри Сью из фанфиков или книг отечественных «фантастов». Главный герой таскает с собой радиационные элементы, протыкает скафандр, спасается при взрывах и летает на ракете из брезента. Иными словами, перед нами супергероика (со всеми её минусами) в нетипичном антураже.
И вот на этом книга может и сыграть, когда окажется в руках у подростка. Он увлечется общей канвой повествования и заинтересуется тематикой космоса (благо книга написана простейшим языком с вкраплениями сленга). Взрослый же увидев огромное количество нестыковок, пойдет повышать свой уровень знаний в указанных областях. Таким образом, главная ценность этой книги, это ПОБУЖДЕНИЕ к знаниям. Жаль, что это побуждение идёт через призму опровержения фактов, описанных в нарративе. Мой итог: это плохая научная фантастика, но хорошая мотивационная книга для детей и подростков.
П.С. А вообще жанр «твердой НФ» ещё актуален? Держитесь товарищ Рейнольдс!
7324