Рецензия на книгу
Театр отчаяния. Отчаянный театр
Евгений Гришковец
Аноним3 ноября 2019 г.Можно ли шутить про Холокост? – Можно. Но не всем, а только евреям. Ибо юмор, как афористично сформулировал Искандер (), это след человека, отползающего от пропасти. Не стоит сравнивать Холокост и Советскую Армию, но при определённых условиях, в некоторых местах она способна была нанести душе сопоставимый ущерб. Кого-то могла сломать, кого-то – нравственно искалечить. В душах тех, кто проскочил между тем и другим, она оставляла рану, которую как могло рубцевало время. Время особенно хорошо помогает тем, кто по жизни предпочитает мудрить не особо. Остальным – и весьма малочисленным – предстоит научиться лечить себя лично. Лично придумать и составить хорошо известный и единственно возможный рецепт: нужно научиться тихо, иногда горько, по детски мудро шутить над своими «болячками». Нет другого способа простить своих обидчиков и себя за своё унижение, сделать терпимой боль от стыда за всё, что наворотил и продолжаешь воротить дальше.
«Театр отчаяния» - роман действительно автобиографический. Ему очень подходит штамп «Исповедь на заданную тему». Но тема эта – не про то, как Гришковец из студента – филолога превратился в актёра, режиссёра и драматурга. Она про то, как творческий человек думает, что ищет себя в искусстве, а на самом деле ищет способ вылечить свои травмы, ищет подходящие для этого способ, форму и интонацию. Не случайно роман заканчивается изобретением спектакля «Как я съел собаку» - нет смысла рассказывать историю себя дальше, потому что с этого момента – сказал автору на премьере Павел Каплевич – «…у тебя уже в жизни всё решено». За 15 лет, описываемых в романе, в авторе созрел и родился театр, с которым он с тех пор триумфально шагает по планете. В этом театре травмы, обиды и стыд взрослой жизни переплавились в весёлые истории, позволяющие с этим наследием жить дальше; в этом театре детские страхи и одиночество перед большой, непонятной и уже ясно, что безжалостно устроенной жизнью рассказаны нестрашно и тоже весело; в этом театре зритель или запирается в своём панцире и весело ржёт про знакомое, или благодарно пускает к себе под кожу, чтобы чуток просветлеть и позволить себе напомнить, что все и во всём мы родом из детства.
() Фазиль Искандер – великий русско-абхазский писатель, не имеющий никакого отношения к одноимённым ракетным комплексам оперативно-тактического назначения.7851