Рецензия на книгу
Ночь в Лиссабоне
Эрих Мария Ремарк
Аноним9 октября 2011 г.В жизни больше несчастья, чем счастья. То, что она не длится вечно, - просто милосердие
Ни в коем случае не читайте эту книгу, если вы не знакомы с другими произведениями Ремарка. Потому что понять судьбу этих двух людей в Лиссабоне можно только через призму десятков, сотен, тысяч других судеб, которые Эрих Мария описывал в своих романах.
Какие невероятные метаморфозы описывает Ремарк - вот человек боится, прячется как дикий зверь, пытается сохранить свою жизнь, а вот он радуется надежде - даже надежде! - на спасение, и вдруг он сам идет на верную смерть - домой ли, на войну ли...
Судьба этих двух в Лиссабоне невероятна - мы видим, по сути, одного и того же человека, только в разное время - один только обрел надежду, а другой окончательно её потерял. Один спасется в Земле Обетованной, другой уже однажды был спасен Любовью, для него Марсель, Испания, Лиссабон уже были обетованной землей, которую он утратил.
Щварц и Елена... Такая судьба, такой финал... Он предпочел жизнь и эмигрировал. Он понял, что она - его жизнь, и вернулся обратно, вернулся к своей верной смерти. И судьба подарила им ещё один шанс, ещё немного времени - всего лишь одно лето жизни, но оно стоило 10,20,40,50 лет супружества, они прожили всю свою жизнь за три месяца.
И потом были ещё годы изгнания, и потом она умерла. И всё закончилось так, как и должно было - он тоже умер. Умер духовно, отдал свою жизнь двум другим людям. И символически отдал не только свою жизнь, но и жизнь Елены - её паспорт, визу, Нажежду на спасение.
Роман должен был кончится на этой ноте. Потому что все остальное, что показал нам Ремарх, просто мелочно, просто оскорбляет память Щварца и Елены. Потому что все несчастья новоиспеченого Щварца и его Рут так мелочны по сравнению с жизнью и смертью их спасителей - ну в самом деле, как же обидно было узнать, что у их любви был срок полгода, что они женились заново, чтобы развестись, что она предпочла богатого американца человеку, с которым её связывали опасность смерти и радость жизни.
3687