Рецензия на книгу
Герберт Уэст – воскреситель мертвых
Говард Ф. Лавкрафт
Аноним27 октября 2019 г.Мем
Предложение написать шестисерийный рассказ ужасов Лавкрафт получил в 1921 году от издателя юмористического журнала «Домашнее Варево». Некоторое время, 31-летний автор раздумывал. Его смущали два обстоятельства. Первое – придется тащить одного героя через цепь эпизодов, что придаст повествованию механистичность и убьет эффект спонтанности; второе – Лавкрафт считал, что создание художественного произведения ради денег противоречит джентльменскому кодексу. Тем не менее, он дал согласие. Издатель обещал по пять долларов за каждую серию, а писателю нужны были деньги.
Историю, получившую название «Герберт Уэст – Реаниматор» Лавкрафт писал урывками в течение девяти месяцев. Каждая серия имела название и начиналась с преамбулы, где сообщалось краткое содержание предыдущей части. Фабула была простой и увлекательной. Герберт Уэст, хладнокровный ученый считает что жизнь – биохимический процесс; если он прекратиться, в силах науки перезапустить его снова, введя в жилы только что почившего человека специально синтезированный раствор. Так как администрация Мискатоникского университета не разделяет взгляды Уэста, ему с коллегой приходится действовать самостоятельно: устраивать подпольную лабораторию, выкапывать трупы из могил. Проблема, однако, в том, что воскрешенные из мертвых люди ведут себя непредсказуемо, а сам Уэст пытаясь продвинуться в науке, все больше отдаляется от морально-этических норм.
«Реаниматор» получил сдержанную оценку исследователей. Спрэг Де Камп в книге «Лавкрафт: биография» отметил, ничем впрочем это не аргументируя, что рассказ «никчемен практически во всем»; Глеб Елисеев в книге «Певец бездны» назвал хронику экспериментов Уэста «топорной» и «незамысловатой»; самый развернутый анализ представил в своем академическом труде Сунанд Джоши. По мнению исследователя, финал в котором собираются воскрешенные героем мертвецы говорит о том, что Лавкрафт пусть и сочинял по частям, но продумал весь сюжет изначально. Кроме того, Джоши указывает на ряд примечательных обстоятельств: «Реаниматор», это первый рассказ, написанный Лавкрафтом за деньги и в нем впервые появляются характерные для его последующих произведений топонимы – город Аркхем и Мискатоникский университет; Уоши также отмечает, что Лавкрафт не заимствовал идею у Мэри Шелли (как некоторые думают), поскольку Герберт Уэст в отличие от Виктора Франкенштейна использует не части тел, а целые тела, причем недавно умерших.
Если исследователи остались не в восторге, то читатели «Домашнего варева», напротив, отнеслись к «Реаниматору» с энтузиазмом, так что вскоре издатель предложил Лавкрафту написать еще один сериал, получивший название «Притаившийся ужас». Можно предположить, что там, где критики нашли недостаток оригинальности и простоту исполнения, обычные читатели увидели близкую им религиозную мораль, что границы положенные природой преодолевать не следует, а также оказались захвачены стилем, равно динамичным и легким для восприятия. Удачно складывалась и последующая судьба произведения. К 80-м годам, когда Лавкрафт из андеграундного писателя превратился в культовую фигуру, «Реаниматор» вошел в его канон наряду с такими поздними шедеврами как «Свет вне пространства» и «Хребты безумия», а снятый в 1985 году по мотивам рассказа одноименный фильм, два его вольных продолжения, серия комиксов и компьютерные игры, способствовали окончательному превращению Уэста в иконическую фигуру, – одержимого доктора, который воскрешает мертвецов.
Таким образом, пост-фактум, опасения Лавкрафта оказались напрасными – написанная им урывками, без особого желания и амбиций за 30 долларов история, стала классикой литературы ужаса и культурным мемом. Писателя давно нет в живых, а «Реаниматор» скоро отметит 100-летие и продолжает пугать читателей по всему миру.
5561