Рецензия на книгу
Самоубийство исключается
Сирил Хейр
Аноним23 октября 2019 г.Смертельный приговор
Эту книгу Сирила Хейра я выбрала по многочисленным положительным отзывам, как «одну из самых интересных у него книг». С автором я уже была знакома, его «Простым канцелярским шилом» и «Трагедия закона» были в своё время прочитаны и понравились.
В этом же произведении с точки зрения детектива – тоже всё отлично. Автор честно дает нам подсказки, благодаря которым читатель может последовательно подозревать всех, кто оказался в гостинице в ту роковую ночь, когда жертва рассталась с жизнью. Тут и нечистый на руку управляющий крупной компании в компании с шантажистом, проведавшим про его делишки, секретарь дышащего на ладан благотворительного общества, которому завещаны деньги после кончины жертвы, бывшая возлюбленная убитого, изображающая из себя благородную даму и даже его знакомый, которого он не ожидал здесь увидеть. Эту смерть вообще сначала признАют самоубийством, пока конфликт со страховой компанией не вынудит родственников рискнуть доказывать неестественный характер кончины своего отца и мужа. И в конце нас ждет весьма неожиданный твист, хотя автор честно намекал на истинного виновника тем читателям, кто был достаточно внимателен.
Но всё-таки всегда на первое место в таких расследованиях выходит мотив. Как говорится, «кто шляпку спер, тот и старушку кокнул». А вот с мотивами у Сирила Хейра, на мой взгляд, вышло не так удачно. У любого из подозреваемых этих мотивов оказалось в разы больше, и были они гораздо весомее, чем непосредственно у преступника. Тут автор ступает на тонкий лед человеческих взаимоотношений и, на мой взгляд, не справляется. Неубедительно получается, не могу, к сожалению, выразится более конкретно, чтобы не испортить удовольствия тем, кто еще не читал книгу. Жаль, что мы не будем обсуждать Хейра в детективном клубе, вот там при обсуждении можно было бы не бояться спойлеров. Почему-то автор не счел нужным рассказать побольше о самой жертве, об этом несчастливом в семейной жизни мужчине, о его одиночестве, неприкаянности, депрессии, а самое главное, о причинах всего этого. Одна-единственная ремарка о «занудстве» старика не объясняет его отчуждение от семьи, да и почему Хейр называет его «стариком» при возрасте около 60? Даже по меркам середины прошлого века как-то преждевременно. На фигуры других действующих лиц автор вроде и не пожалел красок, но их глубины мне было недостаточно. Поведение сестры вообще привело в недоумение… А бравый инспектор Маллет, как Deus ex machina оказался необходим лишь для окончательного вердикта.
Так что, на мой взгляд, с художественной точки зрения автор оказался не на высоте. Зато конструкция «идеального детектива» у него получилась очень хорошо. В целом, как раз такие детективы и интересно обсуждать, ведь здесь каждый читатель может увидеть в написанном что-нибудь своё.
52552