Рецензия на книгу
My Brilliant Friend
Elena Ferrante
Grahtatan22 октября 2019 г.Мне было интересно.
Не совсем обычная дружба двух героинь, перерастающих из одной стадии в другую: девочки, девушки, женщины. Их дружба - вечное соперничество. Не было бы соперничества, каждая из них не состоялась бы. А вот была ли настоящая дружба? В том понимании, какое сформировано у меня, скорее всего нет. Между ними нет должной теплоты и доверия. Есть обмен информацией о случившемся в их небогатой на события жизни. Есть откровенное использование психологически более сильной Лилой своей верной спутницы Лену, а та и рада подставляться, ведь в её понимании дружба только такой и бывает.
С самых первых дней дружбы Лену попала в зависимость от поступков Лилы и всю жизнь все свои действия соразмеряет с оглядкой на неё: будь то игра с куклами или поход к морю, позже Лену, да и я, поняла, зачем Лилу потащила её в тот поход, а причина самая, что ни есть предательская. А вот старая учительница быстро распознала мотивы болезненной самоидентификации дочки сапожника и когда Лену стала учиться в гимназии, заметила мимоходом: - Расскажи Лиле, что будешь учить древнегреческий.
Да ей всё даётся легко, на первый взгляд легко, а в самом деле девочка прилагает неимоверные силы, чтобы без чьей-то помощи постичь новое, преодолеть новую ступень личного прогресса. В раннем детстве она самостоятельно (как?) изучила буквы и научилась читать, позднее изучила латынь, лучше Лену излагала, как устно, так и на бумаге, свои мысли и оперировала сложными философскими положениями. Однако, ей мало быть просто первой, она должна быть совершенством. «...когда учительница отправляла на поле боя ее – определять времена и наклонения глаголов или решать задачи, – остальные теряли всякую надежду, им не удавалось скрыть огорчение, и они невольно ожесточались. До Лилы им было далеко. (…) Она никого не щадила. (...) Она соображала со скоростью звука, свиста, змеиного броска. И внешний облик ничего не менял– вечно растрепанная, грязная, коленки и локти – в не успевающих заживать ссадинах, покрытых коркой». Со взрослением неминуемо изменился и её образ.
В тоже время и Лену подспудно осознаёт, что приносит ей дружба с Лилой: - «я относилась к своей мимолетной славе отличной ученицы как к чему-то важному. В конце концов, о чем говорили мои успехи? Прежде всего о том, какую пользу принесли мне разговоры с Лилой. Она была нужна мне как стимул, как опора, как потайной ход в мир, расположенный за пределами квартала, далеко от окружающего пейзажа, привычных людей и идей, почерпнутых из книг». Вот такая взаимовыгодная дружба с вечным поражением в правах. Трудно определиться, кто из них лучше, кто хуже, это, как в жизни, в каждом намешано разного. Однако уверенно отмечаю, что подруги у Элены Ферранте получились настоящими и живыми, а градус моего интереса постоянно смещался с Лену на Лилу и наоборот, хотя ни одна из них симпатии не вызвала. Кроме того, учитывая имя автора и зная, что главною героиню, от лица которой ведётся повествование, зовут Элена Греко, она же Ленучча или Лену́, невольно начинаешь подозревать и искать подтверждения своим домыслам, насколько автобиографична вся история, что могло бы оказаться реальностью, а что выдумано. У каждой из нас в жизни была похожая «подруга»
343,5K