Рецензия на книгу
Permutation City
Greg Egan
yukari19 октября 2019 г.Доводилось читать, что накануне космического полёта Гагарина на пульте установили простую систему контроля доступа: конверт с цифрами, который первый космонавт должен был открыть и ввести код, чтобы получить возможность управлять кораблем. Сделано это было потому, что в невесомости до него еще никто не бывал, и предсказать, как поведет себя психика человека в таких условиях, было невозможно. А вдруг, оказавшись оторванным от Земли, космонавт сойдет с ума? Для этого и была устроена такая простая проверка. Ну а потом уже опытным путем выяснилось, что невесомость человек переносит в психологическом смысле вполне нормально и с ума не сходит :)
Вот "Город перестановок" смотрит на виртуальность из 1994 года примерно таким же взглядом. Вся линия о том, что осознание себя оказывается невыносимым для "виртуальных копий" личности и большинство из них принимают решение прекратить свое существование, показалась мне самой неубедительной. Из-за этого книга воспринимается не как история о возможном будущем, а как история о будущем неслучившемся. Человечество уже выбрало способ сходить с ума иначе. Виртуальная копия личности, которая будет жить после смерти? Дайте две. Погружение в виртуальную реальность? Не вопрос. Копирование мозга? Ну подождите еще десяточек лет, и всё вам будет. Я могу понять с философской точки зрения страдания всех этих людей по поводу "создавать или нет свою виртуальную копию", но мне сложно им сопереживать.
Основная проблема книги для меня в том, что идей в ней хватило бы книг на пять. Но ни одна из них не получает развития в человеческом измерении. То, чего не хватает мне - характеры, конфликты, переживания. В общем-то, "Город перестановок" - не столько художественное произведение, сколько мысленный эксперимент на пятьсот страниц.
Параллельно развивается сразу несколько сюжетных линий:
Миллионерам доступно создание копий личности, но копии, обладая самосознанием, формально не имеют никаких прав и считаются лишь программным обеспечением. Их "среда обитания" оказывается под угрозой - они боятся, что правительства начнут изымать вычислительные мощности, чтобы использовать их в общественно полезных целях - например, для расчета и предсказания погодных катаклизмов. Поэтому они постоянно ищут возможности обеспечить свою безопасность.Пол Дирам разрабатывает теорию, позволяющую создать виртуальное пространство, которое просуществует вечно. Бессмертие в буквальном смысле, а не "очень долгая жизнь". "Теория пыли", пожалуй, единственное, что действительно тронуло меня в этой книге - она очаровывает своим размахом и смелостью. (Правда, чтобы ее в полной мере понять, мне пришлось почитать ее разборы и FAQ на сайте автора).
Мария, исследовательница клеточных автоматов, получает заказ на разработку виртуальной планеты. Заказ выглядит странно, но денег за его выполнение хватит, чтобы сделать копию личности ее умирающей матери.
Двое жителей виртуальных трущоб пытаются тайно проникнуть на территорию "города бессмертных", затерявшись в строчках кода.
Некий миллионер, виновный в убийстве, о котором не знает никто, кроме него самого, пытается научиться жить в вечности с этим грузом вины.
А еще там будет про контакт с инопланетянами, роль творца, два подхода к созданию виртуальной реальности, клеточные автоматы (я в общем-то на эту тему и повелась, когда решила взяться за эту книгу), Сад Эдема (это такая разновидность конфигураций в клеточных автоматах), виртуальную жизнь, метод научного познания, основанный на роевом танце, редактирование личности...
Эта книга содержит много глубоких, восхитительных, увлекательных идей. Но в то же время она заставила меня научиться слушать англоязычные аудиокниги в двойном ускорении, потому что иначе она становилась крайне утомительной. Например, в какой-то момент возникает тема о том, что, раз обитатели виртуальности могут как угодно модифицировать свою личность, любые эмоции и состояния, которые они испытывают, как позитивные, так и негативные, это их личный выбор. И на одном этом можно было бы построить историю, но автор просто констатирует этот факт, герои устраивают небольшую философскую дискуссию о нем, и действие двигается дальше. И вот так во всём. Я люблю следить за игрой идей, но должны ж они иметь хоть какое-то человеческое измерение. Даже "Слуги правосудия", которую я обозвала "книгой от лица ИИ для ИИ", и то была человечнее. Философский труд о природе сознания от автора "Города перестановок" я бы, пожалуй, почитала с большим удовольствием, чем изложение тех же идей в художественной форме.
И всё время, пока я слушала книгу, мне то и дело приходило в голову: "А вот Борхес бы это на пяти страницах уместил".
8634