Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фантомы

Дин Кунц

  • Аватар пользователя
    Аноним16 октября 2019 г.

    Книга, которая может захватить настолько, что, находясь на работе, в спортзале, ложась спать перед тяжелым рабочим буднем, думаешь только о ней – хорошая книга.
    Книга, которая вызывает бурю эмоций, заставляет волосы на голове вставать дыбом, которая заставляет сильнее биться сердце, потеть ладони и вынуждает переживать за героев так, будто ты знаешь их лично – хорошая книга.
    Книга, которая хоррор – и после прочтения которой, идя ночью из кухни в комнату по темному коридору, стараешься побыстрее миновать «опасную» зону и нырнуть под спасительное одеялко, а в процессе чтения понимаешь, что фабрику не фабрику, а заводик из кирпичей ты точно построишь – хороший хоррор.
    Продолжать можно до бесконечности, но вывод будет один единственный: «Фантомы» Дина Кунца – не просто хорошая, а отличная книга!

    Прежде всего нужно отметить, что сюжет интригует. Сколько уже было всех этих «мертвых» городов, заброшенных и пустынных, в которых сам воздух пронизан атмосферой непередаваемого ужаса и неистребимого зла! И казалось бы, само описание того, как сёстры Пэйдж – Дженни и Лиза – осматривают дом за домом, находят или не находят доказательства пребывания кое-чего сверхъестественного – должно быть хоть где-то затянутым. Но автору удается создать потрясающую по своей длине нить накала, которая по мере продвижения сюжета все больше накаляется, сворачивается в тугую пружину и метко выстреливает в кульминационных точках книги, заставляя с волнением переворачивать страницу за страницей в немом ожидании – а что же дальше?
    Герои – их много. Но и здесь Кунц постарался уделить каждому то необходимое внимание, чтобы позволить читателю поближе с ними познакомиться, составить вполне конкретное впечатление, сопереживать, огорчаться, когда кто-то погибает или подвергается опасности. Конечно, отчасти можно предсказать, для кого из персонажей книги Сноуфилд станет могилой. И тем больше я переживала, хотя умом и понимала, что Дин Кунц – это вам не Джордж Мартин нервный смешок
    В книге, помимо собственно хоррора, который занимает больше трех четвертей повествования (остальное посвящено раскрытию персонажей, их прошлым и нынешним взаимоотношениям), есть и романтическая линия. Она довольно тонкая, ненавязчивая, и добавляет сюжету остроты, превращает его – само средоточие страха и напряжения – в своего рода драму, так как на костях погибших зарождается хрупкое чувство, казалось бы, утраченной навеки любви. Несколько специально оброненных автором фраз, несколько диалогов, вспыхнувшее внезапно родство душ и глубокая симпатия мало того что помогли героям выжить в окружавшем их аду, но и помогли стать роману ужасов еще и в чем-то человеческой драмой.
    Описания и диалоги выполнены в высшей степени литературным, приятным языком. Красивые и очень четкие описания, меткие метафоры и эпитеты, красочные сравнения – я слышала и как капает вода из крана в кладовке, где лежал труп Стю Уоргла, и слышала вой сирены вперемежку с колокольным звоном перед приездом полиции в Сноуфилд, и слышала жужжание гигантской осы, которая напала на героев, и видела жуткую собаку, которая унесла жизнь Горди…. И отсюда вытекает одно из самых главных и неоспоримых достоинств этой книги – образность.

    Самое главное, о чем хочется и стоит упомянуть в отношении книги – это главный виновник торжества, а именно – оно. Зло. То, с чем боролись герои, чему нет имени и в то же время их неисчислимое множество. Здесь, я считаю, писатель с грацией танцора балета прошел по самому краю, по той тонкой грани, которая отделяет вымысел от религиозных копаний. И да, тут я, пожалуй, вспомню Стивена Кинга, который весьма часто делает религию злой в своих книгах. Здесь это обрисовано достаточно зыбко. Когда начинает казаться, что ты вроде как постиг суть «зла», оказывается, что это все наносное, а есть еще второе и даже третье дно, которое также не является неоспоримой истиной. Вера и судьба играют значительную роль в жизни героев – и сам Брайс признает это в финале. Однако это не порождает искания и сомнения.
    Кунц прекрасно вплел истории о загадочных массовых исчезновениях в канву сюжета. И потому у его финального, обращенного к читателям «а что, если…» определенно должно иметься продолжение. Необязательно оформленное на бумаге, но рожденное в глубине человеческого ума.

    Конечно, в тексте есть несколько моментов, которые показались, мягко говоря, странными – например, когда Брайс посмотрел на Лизу и про себя отметил, что старшая сестра привлекательнее. Хорошо, что его посетила такая умная мысль, ибо одного педофила в компании более чем достаточно и вовсе незачем плодить еще больше. Да, странным еще может показаться, что герои слишком сильны духом, походя осматривают трупы и переступают через личные переживания, что вызывает мысль об их стальных… ээ… нервах. Это, конечно, лучше, чем если бы они постоянно бились в нервических припадках, хотя пару-тройку истерик для пущей убедительности я бы с легкостью приняла.
    И к слову, вопрос, почему во время обследования города ни Брайс, ни Дженни не догадались оставить Лизу где-нибудь в изолированном помещении, даже не стоит хотя бы потому, что в этом городке не осталось ни одного такого вот – полностью безопасного – места. На этом не раз было акцентировано внимание, да и примеров можно привести немало насчет того, что «оно» вездесуще, и от него не спрятаться и не скрыться.

    P.S. Единственный вопрос, который остался без ответа и мучит меня по сей день - где у бейсбольных мячей острые концы?

    11
    975