Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Inspirationseeker11 октября 2019 г.

    Не лучшая его работа (очень большая и негативная рецензия)

    Это было не первое мое знакомство с этим автором. Прежде чем приобрести эту книгу, я читала его «Коралину в стране кошмаров», где провела параллель между произведением Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Нашла много отсылок, чему была приятно удивлена. Меня настолько сильно впечатлила это простая и немного банальная, но при этом интересная история, что я, не задумываясь, купила в книжном произведение Нила Геймана «Никогде» и тут, признаюсь честно, была, мягко говоря, разочарована. Конечно, любой может с легкостью и полным незнанием нахваливать книгу столь популярного автора, но еще легче плохо отзываться на то или иное произведение без ведомых на то причин. Я же постараюсь объективно оценить эту книгу и рассказать, почему же она оставила столь плохой след в моем сердце.
    Поначалу, книга даже захватывает, как это всегда бывает, но, прочитав первые 50 страниц, мой интерес к ней стал стремительно падать. Для начала приступим к некоторым героям данного произведение. Во-первых, в книге присутствует одни из немногих отрицательных и центральных персонажей, мистер Круп и мистер Вандемар. И, говоря откровенно, я только в конце книге, наконец-то, смогла разобраться, кто есть кто, так как их характеристики были перемешаны. Из-за чего каждый из них терял свою индивидуальность, также эти особенности иногда не совпадали с внешним видом и поведением и частенько у героя появлялись такие черты, которых изначально в него не было заложено, вследствие чего происходила путаница. Вот взять, к примеру, мистера Крупа. В книге сказано, что он любит красиво говорить, а его главная отличительная особенность ярко-рыжие волосы. А вот мистер Вандемар наоборот немногословен и любитель поесть. Также есть и другие пункты в описании этих героев, но они не так важны и к сюжету вообще не имеют никакого отношения. Оно, в принципе, понятно, персонажу даны свои индивидуальные характеристики, которые формируют личность. И читая книгу, не сложно заметить, что, в отличие от мистера Вандемара, мистер Круп более падок на лесть и говорит он красивыми слова, не забывая отдавать почтение собеседнику, да и взаимодействие с другими героями, в основном, происходили под началом мистера Крупа. Вандемар же предпочитал молча стоять в сторонке, иногда бросаясь угрозами. Хотя бывали случаи, как, например, при разговоре с заказчиком, когда представителем их дуэта выступал именно мистер Вандемар или же при некоторых диалогах он выдавал более изворотливые выражения, опять-таки из-за чего мозг не мог перестроиться и понять, кто из героев это говорит. А особенность мистера Вандемара, что он любит поесть, вообще никак не проявлялась. К тому же, стоит упомянуть, что в книге присутствует такой герой, как маркиз Карабас, тут уже само напрашивается сравнение и отсылки к истории Буратино или Пиноккио, кому как удобнее сравнивать. Да и характеры неуловимого плута и обманщика, гоняющегося за наживой, присуще героям двум историям, эти сравнения укрепляются в двойне. Но в этой книге он скорее положительный и очень важный персонаж, чем в истории Буратино и, говоря откровеннее, мне было намного интереснее наблюдать за ним, чем за остальными героями. Свою роль он отыграл блестяще, а поставленные перед ним задачи выполнил в лучшем виде. За это огромное спасибо автору. Стоит же вернуться к мистеру Крупу и Вандемару, являющиеся наемными убийцами, если уж приводить и сравнение между этой книгой и «Буратино», то можно разглядеть в этих двоих серого кота Базилио и лису Алису, учитывая, что и внешность этих героев достаточно похожи. Характеристики этих персонажей тоже весьма схожи, но в книге «Никогде» кажется, что автор будто перепутал и недоработал характеры своих героев. Мне представляется, что действия этих двух заказных убийц возымели бы большее впечатление, если бы автор до конца провел параллель этих героев и сделал более выделяющимися. Мистер Вандемар-кот Базилио- немногословный отрицательных персонаж, любивший поесть и следующим везде за своим партнером; мистер Круп-лиса Алиса- плут, умеющий красиво говорить, тем самым позволяющий почти всегда добиваться желаемого. Но, не смотря на эти не серьезные, но при этом бросающиеся в глаза недочеты, герои они интересные, а главное харизматичные, это качество, которое я ценю не только у антагонистов, но и у положительных персонажей.
    Другой герой, также требующий здесь внимание, которого он был лишен в самой книге. Речь идет о главном герое «Никогде» имени, которого я не всегда могу вспомнить, Ричард. Понятно, что все устали от такого заезженного сюжета об обычном человеке, который в последствие, оказался, избран небесами, перетягивающего максимальное количество одеяла на себя. Но добавление главного героя ради самого главного героя еще хуже. На протяжении всей книги он делает ровным счетом ничего. Постоянно ноет, вечно задает вопросы, на которые практически никогда не получает ответы, это, конечно, тоже плохо, но об этом позже. Он постоянно попадает во всякие неприятности, из которых его кто-либо да спасает, хотя с таким же успехом могли бы и оставить на верную смерть, история бы никак не изменилась. Радует, что автор не стал приплетать сюда любовную линию между двумя главными героями. Она бы была здесь абсолютно неуместной, глупой и беспочвенной. Так что, тут даже небольшая благодарность автору. Теперь к главному герою. Признаю, перед развязкой он все-таки сумел пригодиться, одолев самого опасного зверя в нижнем Лондоне (это главная локация в книге), но это можно смело отнести к самому бредовому сюжетному повороту. Ведь этого существа боятся даже наемные убийцы, которым, казалось, не видан страх, но даже они старались избегать его, зная, что это может плохо закончится. Монстра даже не смогла победить самая сильная и умелая охотница, каких не найдешь и во всем мире, но даже она полегла после первой же схватки с этим чудовищем, зато наш главный герой, вечно ноющий и трясущийся от страха, не умеющий держать оружие в руках, смог победить его с одного удара. Смехотворно и нелогично. Стоит сказать, что Ричарду часто приходили по ночам странные сны, где он видел этого самого монстра, но они, как я поняла, вообще не имели никакого смысла в книге. Соответственно, парень не несет в себе никакого посыла и не двигает сюжет, все прекрасно происходит и без его участия.
    Думаю, с персонажами я закончила. Остальные герои меня вполне устраивают, а сильных претензий и придирок к ним нет, теперь стоит поговорить о сюжете и о мире, созданного в «Никогде». Главная локация сюжетных действий это нижний Лондон, так сказать отзеркаленная и более злая версия этой прекрасной столицы, в который попадают те, кто выпал из жизни на поверхности. И тут возникают первые несколько вопрос: Как это происходит? Как именно люди выпадают из жизни? Я сомневаюсь, что все подобные случаи были связаны с тем, что к некоторым просто пришел житель нижнего Лондона и каким-то непонятные образом сделал так, чтобы человек перестал существовать в верхнем Лондоне. И тут вновь назревает вопрос к главной завязке: Как именно главный герой после общения и помощи Двери(имя главной героини) выпал из мира? Этого нам тоже не объясняют. Просто преподносят как данное. К тому же создается впечатление, как будто история этого города началась только тогда, когда я открыла эту книгу, словно у него нет прошлого и своей истории вне этого рассказа. Если автор создает какой-то мир, а не подселяет, в уже созданный, героев и события, то я считаю, что автор просто обязан нам рассказать все о нем, но здесь ничего подобного просто не происходило. Я не знаю, как был создан нижний Лондон. Какова его структура? Какие законы и правила работают и установлены в этом мире? Кто здесь обитает помимо тех, кто выпал из жизни? Является ли это полностью отзеркаленная копия Лондона или нет? Ни на один из этих вопросов я так и не получу ответов. Как устроен город и жизнь там нам так и не расскажут, повторюсь, как будто мир начал жить только после того, как я открыла книгу и стала переворачивать страницу за страницей. Вот, кажется, что я закрою книгу и все мир остановится, история не будет продолжаться. Таким образом, я принимаю на себя роль Бога и заставляю мир двигаться, а брать на себя сколь ответственную роль не хочу. Я лишь желаю, чтобы мир и без меня жил и обновлялся и только тогда мне захочется поверить в эту историю. Чего, увы, мне так и не удалось. Обратим внимание вновь на локации, опять-таки в книге лишь описывалось о плавучем рынке и о каналах метро, но и об этом нам многое не рассказали, и осталось еще куча вопросов. Также и о жителях нижнего Лондона. Конечно, упоминали о некоторых расах и семьях, живущих там, но делали это между диалогами. По книге ясно, что в мире есть правящая верхушка или хотя бы те, кто имеет некое влияние в некоторых районах, и внутренние конфликты между народами там тоже есть, но нам о них не рассказывают, зато молниеносно развивают центральные действия, ради которых книга и была в принципе написана. Главный герой, конечно, пытался нам рассказать о мире, по средствам постоянно задаваемых вопросов, но от него все отмахивались, говоря о том, что меньше знаешь, целее будешь. Таким образом, отмахнулись и от читателей, не рассказав абсолютно ничего. При этом все забыли, что парень уже во все это втянут и имеет право знать, что происходит, и что происходило раньше. В общем, мир не раскрыт и мне, кажется, вообще не создан и не проработан, что существенный минус. Если бы это был цикл, и нам бы в первой книге не рассказали о нижнем Лондоне, то это бы сделали в других книгах. Оно бы и подогрело интерес и сумело удержать читателей. Но если выпускается одна книга, то волей-неволей нужно очень постараться, но успеть и сюжет интересный развить и объяснить, как устроен мир. Это трудно, поэтому стоило бы взять локацию поменьше, например, школу, маленькую деревушку или еще что-нибудь подобное, в общем, что-то менее масштабное.
    Теперь перейдем к сюжету. К нему, несмотря на весь мой негатив к этой книге, претензий нет. Да, возможно, есть косяки, но не значительные. Действия героев понятны и подчиняются законом логики. Хотя остается небольшой неприятный осадок, будто автор намеренно подталкивает героев к определенному месту и времени, когда надо именно ему, а не из-за того, что сам герой провел логическую цепочку и вынес некие выводы. Сюжет на любителя. Меня он не очень впечатлил, но это мое субъективное мнение, поэтому ничего толком сказать не могу. Единственное, что хотелось бы отметить так это то, что у главных, и я бы сказала центральных фигур, отсутствует мотивация. Дверь, главная героиня, ищет убийц своей семьи, точнее не убийц, потому что их имя всем известно, это мистер Круп и Вандемар, а их заказчика. Того, кто стоит за всем этим. Цель есть, это главное, она обоснованная и не взята откуда-то с воздуха, но тут я уже говорю о семье главной героини. Ее отец хотел объединить верхний и нижний Лондон. Всё, это всё, что нам рассказали. Зачем он хотел их объединить? Кто вообще такие семья Двери? И какую роль они играли в этом мире? Все также много вопросов, а ответов так и не получено.
    Теперь перейдем к главному антагонисту, который здесь является Ангелом, и тому из-за чего все это вообще началось. Мотивы его все также понятны и обоснованы, его действия хорошо проработаны, в пределах этой книги, и распланированы. Может и есть некоторые недочеты по его действиям и мыслям, но это уже личные предпочтения и если особо не обращать на это внимание, то даже и ничего не заметишь. Но, читая книгу с момента его появления, мне до последнего казалось, что этот герой, Ангел, будто не на своем месте. Даже не знаю, как получше объяснить. В общем, изначально в этой книге не было и намека на наличие высших сил. История о довольно приниженных и отрешенных от общества существах, больше смахивало на обычные и посредственные приключения. И неожиданно выясняется, что в таком, Богом забытом месте, хотя, кажется, что в этой вселенной и не существует создателя и правителя небесного мира, вдруг живет неподалеку, изгнанный из рая, Ангел. К тому же, выясняется, что они с отцом Двери были знакомы еще до этой истории, что странно, так как Ангел заточен в подземелье. Стоит также отметить, что в книге упоминается о неких монахах, которые охраняют ключ от врат, через которые Ангел может попасть обратно в рай. И как только главные герои приходят к ним в дом и заявляют, что они пришли, чтобы взять ключ для Ангела, у главных сразу должно было что-то в голове проясниться. Ни при каких обстоятельствах они не должны были отдавать столь опасную вещь, даже не сам ключ представляет опасность, а то, к чему это может привести, если он попадет в руки Ангела. Им было дано одно простое задание: защищать и свято хранить этот заветные ключик, но они не справились даже с этой несложной задачей. Даже если учесть, что они не просто так отдали им его, а заставили пройти несколько испытаний, но это все равно глупо. Ясно же, что люди не просто так приходят к ним за этим ключом, а чтобы открыть дверь и высвободить запертое внутри зло. Так зачем устраивать какие-то испытания, а не просто держать ключ под замком, передавая право на него из поколения в поколения?! Глядишь, и спокойнее бы было в мире. Но так бы было слишком скучно и неинтересно.
    Думаю, я привела достаточно аргументов, почему книга Нила Геймана «Никогде» вызвала у меня столь плохую реакцию. Не скажу, что история уж совсем плоха и ее бы следовало сжечь, но она годиться для того, если вам просто захочется почитать что-нибудь простое, когда читать вообще больше нечего. Можно сказать, что я немного разочаровалась в авторе, и теперь не буду слепо брать любую его работу, как это бывает у меня с некоторыми другими писателями, возможно, я не стану читать какие-то другие его произведения или же несколько раз подумаю и все взвешу, прежде чем приобретать еще одну книгу.

    Содержит спойлеры
    4
    186