Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним3 октября 2019 г.Листок срывается с дерева, падает на зеркальную гладь тихого озера и, мерно покачиваясь, плывет по спирали. Будьте уверены, японцы найдут не меньше полусотни толкований для этого явления.
Мне нравится Япония - со всеми ее аспектами жизни. Необычная для меня культура, образ жизни, образ мышления притягивают и, хотя многое остается для меня непонятным, все же не отталкивают от себя, позволяя и дальше наблюдать со стороны.
"Золотой Храм" - пример искаженного мышления. История, в основу которой легли реальные события сожжения храма психически неуравновешенным монахом. Я подумала - насколько автора должна была зацепить эта ситуация, что он написал книгу от лица того, кто решился на подобное. И написал не с точки зрения действия, а с точки зрения мыслей и того пути, в конце которого в какой-то миг забушевало пламя.
Рассказ ведется от первого лица юноши по имени Мидзогути. Он заикается, и этот дефект причиняет множество страданий. И здесь мне снова стало любопытно - не будь у персонажа этого недостатка, пошел бы он по пути уничтожения? Отец всегда рассказывал мальчику о Золотом Храме - и в сознании ребенка возникло Прекрасное нечто. Умирая, отец привозит сына в храм. Вам случалось мечтать о чем-то, желать или представлять с такой силой, что сердце сводило? Увы, реальность всегда идет в разрез с нашим представлением, и здесь - не в лучшую сторону. Первое впечатление от Золотого Храма у героя было примерно никаким - сплошное разочарование. Мне кажется, именно этот момент стал началом пути, в конце которого разгорается пламя.
Мидзогути становится послушником в Золотом Храме, и первое впечатление уже давно не вспоминается - он вновь видит Прекрасное. Жизнь будто выравнивается, но не деле путь уже свернул. Мидзогути заводит друга - единственного, свою полную противоположность, и даже удивительно, как столь разные люди могут быть вместе. Тонкими линиями Золотой Храм пронизывает все вокруг - в женщинах герой видит отголоски Прекрасного, пытаясь разгадать и приблизиться к нему, но всякий раз лишь разочаровывается.
Надо отметить, что Мидзогути - персонаж весьма неудобный для симпатии читателя. В нем с трудом можно отыскать крохи доброты, зато много равнодушной злобы, весьма мерзкого чувства. К яростной злости легко испытать ненависть, к расчетливой - негодование, а вот к равнодушие липнет только равнодушие. Попытки героя приблизиться к Прекрасному напоминают ситуацию, когда кто-то пытается красивую и хрупкую вещь схватить грязными, липкими руками.
Я не отношусь к категории людей, что будут оплакивать разрушенное здание. Мне подобного не понять. Оплакивать дом - да. Я больше ценю жизни, чем здания. Можно возразить, что Храм - дом божественный, но я в это не верю. Потому трагедия книги до конца меня не задела, не тронула. Мне не понять и одержимость героя Прекрасным (именно Храмом), по итогу перетекшая в желание уничтожить. Но ценность книги от моей неспособности что-то понять или прочувствовать, ничуть не уменьшается, конечно же.17679