Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тени в раю

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2011 г.

    Есть вещи, раздумье о которых не способствует их прояснению. Потому и не стоит о них долго рассуждать. Это только всё портит и усложняет. Такие решения принимаются мгновенно.


    Это мой четвёртый роман Эрих Мария Ремарка. Когда-то, чисто случайно, я прочитал его "Время жить и время умирать" и был так захвачен этой книгой, что пообещал себе, что прочту все его книги, а потом, что прочту наиболее понравившиеся в оригинале :-) Я решил не торопиться! Проходило время, я брал Ремарка и от книги к книге мои намерения только утверждались. Я прочёл "Три товарища", затем "На западном фронте без перемен" и теперь, спустя весьма долгое время "Тени в раю". Я не хочу сказать, что эта книга умалила мой восторг и всплеск чувств, которые пробуждались каждым прочитанным до этого произведением Ремарка. Не хочу сказать, и что я не был потрясён. Осталась свойственное Ремарку одиночество, его, ремарковское одиночество, так или иначе касающееся всех его героев. Осталась и его сентиментальность и простые диалоги, сквозь которые на тебя смотрят казалось бы очевидные, житейские, но при этом какие-то недоступные истины, на которые ты обычно попросту не обращаешь внимания, и только теперь, когда дело доходит до их осмысления, понимаешь насколько они могут быть глубоки и близки тебе, твоему мироощущению. Осталось и многое из того, что каждый, кто когда-либо читал Ремарка, отмечает для себя как его стиль. И всё-таки здесь всё как-то иначе.
    Прежде чем взяться читать книгу, я уже знал, что это его последний роман, роман, который так и не успел претерпеть авторской редакции, и всё-таки я подходил к нему как к продолжению всех тех поисков солдата Гребера ("На западном фронте без перемен") и автомеханика Роберта ("Три товарища"). Мне хотелось вновь окунуться в этот мир. Признаюсь, я окунулся. Однако на этот раз, кроме всего перечисленного выше я увидел там и некоторые утомительные нотки. Кураж, интрига, внутренняя интрига, внутренний поиск как будто потеряли свою остроту, и местами этот поиск стал слишком тривиальным, в прямом смысле слова, поиском - хождением от одного дома к другому и обратно и так много-много раз, что вызывало ощущение затянутости повествования... Словно автор ненамеренно через чур долго останавливается на одной ступеньке, затем резкий шаг вперёд и вновь мы останавливаемся на одном месте или, если угодно, ходим по кругу (от дома к дому). Такой темп ощущался на протяжении всего произведения, когда внутренняя попытка выжить, найти выход сменялась хождением героя по городу (имеется в виду от Кана к Сильверсу, от Сильверса к Бетти, от Бетти к Кану и т.п.) или долгими схожими диалогами у каждого из перечисленных. Пусть даже всё это было пронизано тем самым одиночеством и эта нить ни разу не рвалась, но она то и дело казалось слишком длинной, слишком перетянутой и от этого утомительной...
    Что же до поиска себя в любви, то здесь, как и всегда, всё просто и понятно и всё же не менее пронзительно...


    Мужчины, возможно, умеют жить в одиночестве, женщины - нет.


    Главный герой это знал, но его жизнь была слишком изуродована войной, слишком сильный отпечаток она оставила не нём, на его мыслях, чувствах, на всех мыслимых и немыслимых его связях с миром, который, по сравнению с Европой, в Нью-Йорке кажется таким беззаботным. Здесь войну только играют, здесь все живут как бы за занавесом, отгораживающим Америку от Европы, занавесом, на котором их фигуры - лишь закрашенные контуры, лишь тени...
    В заключении, хочется добавить, что моё решение прочесть всего Ремарка нисколько не претерпело изменений, я непеременно так и сделаю и этот роман далеко не слабый, он по-своему хорош и примечателен, несмотря на навящивое ощущение хождения героя по кругу. Ведь в конце концов, быть может иначе и не могло быть?

    2
    43