Рецензия на книгу
Сумеречный Дозор
Сергей Лукьяненко
Аноним28 сентября 2019 г.Последний из дозоров, которые я готов принять
Создание сверхпопулярной книжной серии накладывает на автора огромную ответственность. Ведь от продолжения всегда ждут, что оно окажется таким же захватывающим, как и первая книга. "Дневной дозор" получился на уровне с "Ночным". Да, там есть все недостатки, но ведь и все преимущества тоже есть.
В "Сумеречном дозоре" уже есть первые звоночки, что серия скатывается в беллетеристику, такую себе легкую и ни к чему не обязывающую книжку для метро. Еще не скатилась, но уже скатывается.
Да, там есть все герои, которых мы встречали в старых историях, есть не менее колоритным новые. Но вот сюжетные твисты уже начинают хромать. И если первые две из трех историй "Сумеречного дозора" еще читаются довольно неплохо, то третья, заключающая, уже воспринимается как сырный продукт после хорошего сыра. Как будто не оригинальную книгу читаешь, как какой-нибудь фанфик от не слишком талантливого писателя.
Что особенно плохо, автор начинает переиначивать законы мира, которые в прошлых книгах нам показали как незыблемые. Вот вам два оличных примера:
Человека нельзя превратить в иного. А тут бац - и уже в первой истории мы получаем человека, которого превратили в иного. И в третьей тоже. Хотя ранее нам явно утверждали, что это невозможно.
Иному нельзя стать сильнее, чем он в перспективе может стать. Вон, у Антона Городецкого был потолок - второй уровень. И нам говорили, что хоть убейся, но выше головы не прыгнешь. Собственно, именно на этом строилась канва отношений между Антоном и Светланой, ведь она потенциально Великая волшебница, которая ограничила себя искусственно, не входя в полную мощь, чтобы быть хотя бы примерно равной по силе Антону. А тут бац - и в третьей истории Антон внезапно и даже случайно попадает под действие тайного заклинания и внезапно становится Высшим.
Ну как так? Писанные законы мира нельзя переиначивать каждый раз, когда выпускаешь новый роман! Если в прошлых частях было правило "нельзя, потому что это физически невозможно", то оно не должно превращаться в "нельзя, но если очень хочется, то можно". Так делать нельзя, это убивает сам мир.
Огромное количество роялей из кустов. Если в предыдущих частях они были, но воспринимались более-менее нормально, тот тут - нет. Приведу только один пример. Инквизитор отправляется на боевое задание, обвешиваясь магическими артефактами. По сюжету героям нужно определить, иной перед ними или нет, но без магии. И тут вдруг у Инквизитора совершенно случайно оказывается с собой зачарованная фляга с арманьяком, которую может открыть только иной. Естественно, во фляге нет ни капельки магии. Это даже не рояль, а роялище вместе с пианистом и половиной оркестра. Маг совершенно случайно захватил с собой крайне узкоспециализированный небоевой артефакт, идя на боевое задание, когда каждая частица силы была важна? Ну не верю!
И самое главное - сюжетная дыра. Я могу по-разному относиться к использованным сюжетным твистам и инструментам. Но явная сюжетная дыра - это уже перебор. Осторожно дальше спойлер!
...Десять минут подготовки, двенадцать капель крови - и можешь превращать человека в иного...- И какова будет их сила?
- Разная. Но слабых можно подтянуть до более высокого уровня следующим заклинанием.
Незыблемость законов пока отложим. Итак, здесь нам прямо говорят, что действительно, одним заклинанием можно обратить человека в иного, а следующим - подтянуть его уровень. То есть, это два разных заклинания.
Перед завершающей битвой Костя читает заклинание и превращает человека в иного как демонстрацию сил. Но попавший в область заклинания Антон вдруг вырастает в уровне и становится Высшим. Этого же заклинания! Когда несколькими десятками страниц ранее было сказано, что для этого нужно другое!
Можно предположить, что автор просто неточно выразился. Мол, следующее - это еще раз произнесенное то же самое заклинание. Ну тогда почему не написать это так, чтобы исключить двусмысленности? Это же крайне важная сюжетная информация! Поэтому либо это сюжетная дыра, либо банальная халатность писателя, что примерно равнозначно по уровню прокола.
Я понимаю, что большинство претензий относятся как раз к третьей истории, потому что считаю ее крайне неудачной и портящей само основание мира, придуманного Лукьяненко. В первых двух все почти хорошо. Они мне импонируют, а новая героиня ведьма Арина так даже очень. Но третья - впечатление, будто на картине неплохого художника просто порисовал ребенок цветными фломастерами.
И что самое печальное, дальше становится все только хуже. Каждая следующая книга - это гвоздь в крышке гроба серии. Поэтому я лично для себя считаю, что история Антона Городецкого закончилась на первых двух историях "Сумеречного дозора". Пусть она будет с открытым финалом и без кульминации, но это будет тот мир, который мне понравился в первых двух книгах, а не его извращенная копия, где законы уже не законы, а автор может вертеть сюжет, как ему вздумается. И на чем ему вздумается.
Жаль, что такая отличная книжная серия превратилась в банальный и бездарный инструмент зарабатывания бабла. Очень жаль.
Содержит спойлеры5425