Отзывы о книге Качели дыхания

  • Аватар пользователя
    Medulla
    28 сентября 2011

    Итак. Герта Мюллер. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2009 год с формулировкой: с сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных. ''Качели дыхания'' ( в более точном переводе ''Вдох-Выдох'') считается её лучшим романом и, по мнению многих специалистов, именно этот роман принес ей премию. Роман, который она написала по результатам бесед с поэтом Оскаром Пастиором, угнанным в 1945 году в советский трудовой лагерь на Украине - по приказу Сталина угоняли румынских немцев ''на восстановление, разрушенного войной хозяйства'' в трудовые лагеря,- рассказывает именно о буднях украинского трудового лагеря. Тема, безусловно, страшная, мучительная для многих... Тема, которая для нашей страны приобрела кроваво-черный цвет отчаяния и боли. Но именно эта книга оставила равнодушной. Совершенно равнодушной. Ни с плюс ни в минус. Просто никак.

    Вот 17-летний ''юноша бледный со взором горящим'', с пробуждающимися гомосексуальными инстинктами, попадает в советский трудовой лагерь. Где ему придётся забыть о своей плоти, желаниях, будущем и прочих индентифицирующих личность вещах. Спутником, на протяжении всх пяти лет, станет некий Ангел Голода, а ещё сердцелопата, приводящая в движение ''качели дыхания''...вдох-выдох...вдох-выдох, дыхание, которое говорит о том, что человек ещё пока жив...Безусловно понятна история той стороны - немецкой, - которая говорит сейчас, в нашем современном мире ''нам больно''. От той войны больно всем...и тем, кто выжил в блокадном Ленинграде, и тем, кто прошел немецкие концлагеря, и матерям, потерявшим детей...Больно всем. И румынским немцам, побывавшим в наших лагерях, больно...Но, моё глубочайшее убеждение, что о таких вещах, как война, концлагерь или ГУЛАГ имеет моральное право писать только тот, кто испытал на себе все ужасы этого чистилища. Оттого и проза Шаламова, Солженицына, Гинзбург воспринимается иначе. До глухих рыданий, до разрыва сердца, до боли в душе. И молишься о том, чтобы этот кошмар никогда не повторялся. Но Мюллер меня лично не задела ...никак ...совершенно никак. На меня большее впечатление производит небольшая повесть Солженицына ''Один день Ивана Денисовича''...

    Возможно ещё причина в слоге Мюллер, в манере изложения - это бесконечно перепрыгивающий с места на место солнечный зайчик, когда сосредоточиться на чем-то одном невозможно...Вот только что русский конвой выгнал весь эшелон писать в снег на тридцатиградусный мороз, переворачиваешь страницу...бац...уже идёт ода лебеде и Ангелу Голода...Сам текст напоминает записки 12-летнего ребенка или не вполне психически здорового взрослого. Ещё очень интересная деталь, ведущая к тому, что о лагерях имеют моральное право писать только те, кто там был...После публикации романа, выяснилось, что Пастиор, через какое-то время после выхода из лагеря стал осведомителем в секуритате ( румынское название КГБ), то есть уже теперь он отправлял других людей в тот ужас, который прошел сам. Судить о причинах, толкнувших Пастиора, на этот поступок мы не можем, как не имеем права выносить приговор этому поступку, потому что у каждого из нас есть свой предел возможности и неизвестно как бы ты сам поступил, но тогда ...тогда смысл романа теряется совершенно...Получается, что у той медали, которую описывает Мюллер есть обратная сторона. И тогда история принимает несколько иную конфигурацию, как морально-нравственную, так и идеологическую. Из интервью Герты Мюллер:

    — Для меня эта новость стала пощёчиной, — сказала она. — Существует два Оскара Пастиора. Одного я знала, другого — не знала. Это ужасно, то, что диктатура творит с людьми.

    И вот поэтому моё впечатление от романа никакое...Нет у автора именно сопричастности событиям, даже, если учесть, что её мать провела в таком лагере 5 лет...Но написать об этом могла только мать Герты Мюллер...Но, тем не менее, знакомство с автором продолжу, но чуть позже...

    like41 понравилось
    718

Комментарии 20

Ваш комментарий

, чтобы оставить комментарий.

Аватар пользователя
Mavka_lisova7 октября 2011

Но, моё глубочайшее убеждение, что о таких вещах, как война, концлагерь или ГУЛАГ имеет моральное право писать только тот, кто испытал на себе все ужасы этого чистилища.

В корне не согласна. Сейчас обосную. Наша беда в том, что мы воспринимаем эти вещи, как личную беду, как беду наших народов - очень щепетильно и болезененно. Но не стоит забывать, что события происходили достаточно давно. Людей, которые сами прошли через эту трагедию, остаётся все меньше, и все меньше из них способны самостоятельно передвигаться, не то что писать роман. Пройдёт ещё лет 10-20, и те события окончательно станут историей. Поэтому я думаю, что сейчас о войне уже может писать кто угодно, обладающий достаточной информацией из первых рук. Мы же не станем упрекать человека, который пишет о Французской революции, потому что он там не был и не участвовал?

like2 понравилось
Аватар пользователя
innashpitzberg30 сентября 2011

Ну вот, а я хочу все Нобелевское перечитать, несмотря ни на что...

like1 понравилось
Аватар пользователя
Medulla29 сентября 2011

Ира, опять же Полански сам прошел почти путь ''пианиста''...во время оккупации немцами Польши... Я почему-то не очень стремлюсь читать современных авторов о войне или о концлагерях...Понимаю, что в любом случае люди будут писать на эту тему, но...

like2 понравилось
Аватар пользователя
Dorija29 сентября 2011

Мне из современного нравится Жизнь прекрасна, Пианист, Мальчик в полосатой пижаме, чуть меньше, но тоже нравится. Про Пианиста знаю, что по автобиографической книге, и у самого режиссёра родные прошли фашистские лагеря. А про авторов других двух фильмов, ничего не знаю, знаю только, что Мальчик снят по книге, которую ещё не читала. Ещё хочу Полную иллюминацию Фоера прочесть, фильм мне не очень понравился.

Аватар пользователя
smereka29 сентября 2011

- "румынское название КГБ" - Секуритате

  • царапнуло - "о буднях украинского трудового лагеря": наверное, всё-же, советского
-

о таких вещах, как война, концлагерь или ГУЛАГ имеет моральное право писать только тот, кто испытал на себе все ужасы этого чистилища

абсолютно не согласна; они могут задокументировать - да, но у темы множество аспектов;

  • почему вы употребили "чистилище": лагерь и война очищают душу от грехов?
  • ГУЛАГ=ГУЛаг - Главное Управление Лагерей - бюрократическая организация, одно из структурн. звеньев НКВД
о как меня Ваша рецензия вдохновила)) прошу прощения

like1 понравилось
Аватар пользователя
strannik10229 сентября 2011

Солидарен — писать в этой теме имеет право тот, кто ЗНАЕТ и ИСПЫТАЛ...

like2 понравилось
Аватар пользователя
Legrana29 сентября 2011

Рецензия Ваша очень понравилась. Спасибо!

Аватар пользователя
Dorija29 сентября 2011

У меня тоже весьма спорные чувства вызывают любые фильмы или книги о войне, особенно о лагерях, снятые/написанные в современное время. Я им как-то меньше доверяю и именно вот это чувство - а имел ли человек моральное право затрагивать эту тему в художественном произведении - особенно не даёт покоя. Старые военные фильмы и книги советских писателей очень люблю, хотя мало и редко читаю, так как слишком тяжело, но они именно там были, видели, пережили. Хотя я не уверенна, что это непременное условие. Писал же Высоцкий хорошие песни о войне, хотя сам не воевал. И наверняка ещё есть примеры, просто так сразу в голову не приходят. Но браться за подобные темы нужно с большой осторожностью и тысячу раз подумать прежде, чем всё же решиться, это однозначно.

like1 понравилось