Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним17 сентября 2019 г.Я мыслю, я существую, я есмь.
«Один – и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть».Свобода и одиночество. Их вожделеют, их воспевают, их восхваляют. Но не надо быть приверженцем экзистенциализма, дабы понимать, какую опасность в себе несут эти два понятия. Раз поддашься – и избавиться от тех тяжёлых цепей, что обовьют твой разум, уже будет невозможно. Ты потеряешься. Ты узришь. Ты почувствуешь её – Тошноту.
Как ни крути, человек по сути своей одинок и свободен. Никто не стоит над ним, никто не руководит его действиями, он сам принимает решения и выстраивает свою жизнь, – и само понимание этого может напугать. Как же это так? Получается, всё в этом мире беспричинно? А в чём тогда заключается смысл? Когда начинаешь размышлять на эти темы, невольно понимаешь, почему испокон веков человечеством с такой лёгкостью управляет религия: людям просто необходимо во что-то верить, дабы не сойти с ума, когда их жизни терзают голод, насилие и смерть. Антуан в бога и предназначение не верит, он одинок и свободен, всё, что он чувствует, – это Тошноту. У него нет ничего и никого, ему не с кем разговаривать и делиться мыслями, он не работает и ничем не увлекается. Бродя по городу и всматриваясь в прохожих, он физически ощущает всю тяжесть времени, каждую его минуту, каждую его секунду. Он начинает осознавать не только свою сущность, но и само своё существование, оно видится ему абсурдным и нелепым. И чем дальше он продолжает тонуть в своих размышлениях, чем сильнее он сдаёт. В чём смысл мира? В чём смысл жизни? В чём смысл его жизни?
И правда, в чём он заключается, этот смысл? Наблюдая за людьми, Антуан насмехается над их образом жизни: они женятся, заводят детей и стареют, вот и всё, на что они способны. Его это бессмысленное хождение по кругу отвращает, но при этом его собственный образ жизни его удручает, он охвачен тоской и безнадёжностью. Лишь одна вещь способна вырвать его хотя бы на время из лап Тошноты: творчество. В самый тяжёлый миг герой, слушая песню, которая воодушевляла его, вдруг понял: он должен писать. Прочувствовав саму суть музыки, которая живёт сама по себе, он находит выход: он решается на написание художественной книги. Не столь важно, получится у него это или нет, главное заключается в том, что он наконец-то понял, чего он хочет, у него появилась надежда, что когда-нибудь он сможет примириться со своим прошлым, примириться с самим собой. Вот он, этот пресловутый смысл, о котором все так любят вещать. Его мы находим сами. Кто-то в творчестве, как завещал Сартр, кто-то в боге, как считал Кьеркегор. Кого-то спасает книга, кого-то – музыка. Главное – понять и найти это что-то и не стать пленником гнетущих свобод, одиночеств и размышлений, которые, несмотря на своё очарование и прелесть, порой способны убить.
Погружаться в "Тошноту" было чрезвычайно сложно, а под конец и вовсе утомительно. Сама я никогда не сталкивалась с подобными душевными метаниями, но знавала людей, попавших в капкан экзистенциального кризиса, и это, надо сказать, очень страшное дело. Глядя на своё бытие со стороны, человека настолько поражает явное отсутствие предназначения и цели, что он начинает терять желание что-либо делать, ибо не видит в этом никакого смысла. Тем счастливчикам, что не ведают о столь затягивающем состоянии и при этом умудряются укорять впавших в эти тяжёлые переживания людей, было бы неплохо прочитать эту книгу, уж больно хорошо она иллюстрирует те душевные муки, которые охватывают человека, когда жизнь начинает казаться ему совершенно бесцельной. Я изучала эту тему, в том числе и труды Жан-Поль Сартра, потому ничего нового для себя не узнала, но как же тягостно было вливаться в разрушительные мысли героя... После таких книг я чувствую лишь одно – полнейшее опустошение. И надежду, что я никогда с ней не столкнусь – с Тошнотой.
«Существование – это не то, о чём можно размышлять со стороны: нужно, чтобы оно вдруг нахлынуло, навалилось на тебя, всей тяжестью легло тебе на сердце, как громадный недвижный зверь, – или же ничего этого просто-напросто нет».303,3K