Рецензия на книгу
Игра в сумерках
Мила Нокс
Аноним15 сентября 2019 г.Положи книжку, где взял, и беги, пока не задымятся подошвы
"Это дневник Тео Ливиану. Если ты его читаешь – знай, ты уже труп. Я тебя где угодно найду, и поверь, ты не досчитаешься пальцев не только на руках, но и на ногах. Положи книжку, где взял, и беги, пока не задымятся подошвы."
Это идеальный первый абзац для подобной истории. Сразу задаёт тон повествованию и знакомит с радушным характером главного героя. Но если вы не испугались столь тёплого приветствия, то, конечно же, добро пожаловать в иргу.
"Макабр" это история об игре, которую устраивает сама Смерть, потому что у неё что-то вроде Дня рождения, и по этому поводу она не прочь развлечься. Но развлечения у Смерти весьма специфичные, что и придётся прочувствовать на себе главным героям. У каждого героя в этой игре есть своя ставка и заветное желание, которое они хотят исполнить, выиграв у Смерти. В принципе, это всё, что стоит знать о сюжете. В общих чертах. Потому что автор подготовил для читателя ещё несколько подсюжетов, связывающих персонажей клубком запутанных отношений, которые при желании и внимании к подсказкам автора достаточно легко распутываются.
Но цепляет эта история (а она таки цепляет) далеко не только сюжетом. Но и, во-первых, персонажами.
Главный герой Теодор - существо весьма интересное, пограничное. Он человек, выращенный не людьми, а от, собственно, людей по определённым причинам максимально дистанцирующийся. Социофоб и мизантроп, общающийся с нежитью - по-моему, это прелесть. Потому что у героя просто огромный потенциал для развития, и автор об этом не забывает.
Самая крутая девочка в истории - Шныряла. Колючая, подозрительная, пронырливая, но очень смелая и готовая всем глотки за друзей перегрызть. Их взаимодействие с Теодором достойно отдельного упоминания - два колючих, социально неловких мизантропа вынуждены помогать друг другу, что может быть лучше?
Вторая девочка в истории - Санда понравилась мне несколько меньше. Точнее так - в начале её образ меня вообще не тронул, слишком уж он вышел наигранный, но автор здорово реабилитировала её под конец. Вообще Санда куда больше "девочка", чем та же Шныряла, но автор позиционирует её как личность весьма отважную, самоотверженную и с обострённым чувством справедливости. Получается ли у автора выдержать образ? Как по мне, и да, и нет.
Есть ещё два героя, о которых сказать хочется, но изначально о Вороне и Охотнике дано так мало информации, что почти любое моё слово будет спойлером. Читайте на свой страх и риск, я предупредила
Ворона (он же Раду) мне приглянулся с первого появления на страницах. Приятный персонаж. Ещё больше им проникаешься, когда узнаёшь историю его жизни и смерти. Но, чёрт, автор слишком рано его выпилила. У меня есть смутная надежда, что его могут вернуть в следующих частях, но... В общем, обидно, потому что потенциал персонажа куда больше, чем автор нам показал.
Охотник (он же Маска, он же Виктор). Мне нравится тот ореол загадочности и невысказанной печали, которым автор его окружила. Он почти что готичный принц, только без присущего таким персонажам пафоса и нарочитой трагичности. Хотя своя трагедия у него всё же есть. История их отношений с Дикой тронула меня до глубины души, и я очень хочу узнать, как эта линия будет развиваться дальше.
И ещё немного про мера, который главный антагонист. Вангели вышел персонажем интересным, с простой и понятной мотивацией и непростой судьбой. Опять же интересно, как разрешится конфликт связанный с ним.
Во-вторых, же книга цепляет стилем. Но если с персонажами всё почти однозначно хорошо, то стиль не везде ровный.
Тут для начала стоит сказать, что автор умеет работать со стилем. Чтобы это понять, можно сравнить дневниковые записи Тео и основной текст. Проблема только в одном - иногда казалось, что автор будто специально себя сдерживает, пытаясь снизить возрастной рейтинг текста. Тогда повествование упрощается, появляется очень много восклицательных знаков, даже там, где они не нужны. В такие моменты кажется, что текст пытается прикинуться милым и безобидным, чтобы заманить тебя поглубже в тёмный лес. А уже в этом тёмном лесу автор разворачивает всё своё мастерство, описывая жутковатых существ румынского фольклора. И вот когда в тексте начинается настоящая магическая хтонь, ты немного умираешь от восторга. И за такие моменты эту историю хочется любить особенно сильно.
И, в-третьих, здесь есть своя цепляющая атмосфера. Мрачноватая, депрессивная, несколько давящая. Так что книгу, пожалуй, стоит читать ранней весной (время действия самой книги) или осенью, где-нибудь в октябре-ноябре.
Здесь много очень правильных с точки зрения фольклора и мифологии вещей. Например, то, что все нелюди имеют по два имени - настоящее, которое они называют только тем, кому доверяют, и ненастоящее, которое используется для взаимодействия со всеми остальными. И нежить (здесь они сами себя называют "нежители") здесь именно, что нежить. У них своё восприятие мира, жизни, смерти. Своя логика и мировоззрение, которое живым не понятно. От этого порой жутковато, но это хорошо.
Если с чем-то сравнивать, то это немного "Дарители", чуть больше - "История с кладбищем", ещё больше что-то совсем отдельное и заслуживающее внимания.
71,5K