Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Angela's Ashes

Frank McCourt

  • Аватар пользователя
    Аноним11 сентября 2019 г.

    Ирландия прогрессивная страна. Вы уверены?

    Фрэнк Маккорт, будучи 60-тилетним дедушкой-пенсионером, написал воспоминания о своем ирландском детстве.
    Автору книги "посчастливилось" родиться в Америке, в годы великой депрессии.
    Родители, терпящие нужду, потерявшие ребенка, возвращаются в Ирландию.
    А дальше как в анекдоте...
    "-Ты помнишь, я тебе говорил, какой кошмар у меня в жизни творится? Так вот это, оказывается, была белая полоса..."
    Белых полос действительно не предвидится, если только читатель не оголтелый оптимист.

    Это огромный клубок ужаса, который катится с первой до последней страницы романа. Страх перед голодом, холодом, безработицей, болезнями, забирающими родных, заразой, сыростью, крысами, вшами и блохами, грехами, католической церковью, адскими протестантами, пресловутыми англичанами. И при всем при этом отчаянная смелость, может даже оголтелая. Когда уже ниже некуда. Сидишь на самом дне, страшнее уже сложно выдумать.
    История с полным погружением в сточную канаву. И канава то ирландская. Это вам не Бангладеш или Гвинея.
    Можно было бы конечно погреться под боком англичан, которые всю жизнь зарабатывали на ирландцах. Но гордость, независимость и вековая ненависть горит синим пламенем в душе каждого доедаемого вшами ирландца. И только если умирает третий ребенок, можно немого склонить голову.

    Эта история о вечно рожающей матери Анджеле, о вечно молодом, вечно пьяном и вечно безработном отце, о вечно голодных и замерзших детях.
    Любопытное отношение к детям. Маму, вроде как не очень заботит во что одеты дети, что они ели и ели ли вообще, болезни лечатся только достигнув критической точки или при отсутствии признаков жизни.
    Пьяный отец может поднять несчастных оборванцев ночью и заставить поклясться, умереть за Ирландию.
    Родственников не всегда волнует, в чем они нуждаются, главное чтобы они не-дай-боже не объели их.
    При этом дети обязательно должны ходить в школу и главное пройти все церковные обряды, для этого на тебя даже оденут красивый костюм и туфли. Даже если потом пару дней ты будешь пить один чай. Нет слов..
    И это глубоко верующие люди?! Это не каменный век?! Нет?!
    Тогда вам в помощь, рецепт как лечить детский конъюнктивит:
    "У новорожденных эта штука, вроде шапочки, бывает на голове – очень редко, - и у нее чудесные свойства. Найдите плаценту, положите ему на голову в любое число месяца, в котором есть тройка, и на три минуты заставьте его не дышать – если понадобится, сами рот ему заткните, - три раза окропите его святой водой с головы до пят, и на рассвете глазки будут как звездочки." Это они серьезно?
    (хотя мне однажды посоветовали не тратиться на ушные капли, а капнуть в ухо молоко кормящей матери. Надо было найти тогда такую мать, хотя бы ради выражения ее лица, попросить капнуть...)

    Время событий вполне себе недалекое от нас. 30-40 годы, в стране, которую не разбомбили фашисты, не накрыла чума.
    Фрэнка Маккорта обвиняли в излишнем нагнетании, типа приврал он чуток, художественно. Чтобы побольше шокировать и стрессануть изнеженную современную публику.
    Оно кстати заметно, ощущается нарочитое посыпание головы пеплом Анжделы.
    Книга должна была продаваться и читаться, получать награды, не зря же маленький Фрэнки так мечтал вернуться в Америку, он знал, что там есть шанс выбиться, зацепиться. Там его явно научили зарабатывать.
    Я решила, что лучше воспринимать роман больше как художественную литературу, с учетом времени и нравов.
    А мне вот кажется, что когда он перестал сгущать краски, то повествование стало богаче и правдоподобней, качественней и увлекательней.
    Первая треть книги, это практически повторяющаяся цепочка событий, от которой немного утомляешься:

    • мать рожает;
    • отец пропивает, все что удается заработать;
    • дети с чаем и хлебом или со сладкой водичкой.

    Жесть, как они выжили, питаясь только хлебом, но чаще всего просто чаем.
    Яйцо у всех, включая даже не голодающую бабку, считается допустимой роскошью, а вот пресловутая картошка так и вовсе недопустимой.
    Скудный рацион утомляет даже читателя.
    Мальчики, в лице самого Фрэнка и его братьев, по возможность добиваются разнообразия. Они вынуждены добывать пищу и уголь.
    Вынуждены рано повзрослеть.

    Казалось бы мамаша у них не тупая курица, заботливая, любящая детей.
    Отец - знает английский, чем мог бы зарабатывать, здоровый, сильный.
    И детей то он любит, сказки рассказывает, песни поет. Лишнего куска от детей не съедает. Но при этом везде то ему мерещится унижение, и больше всего он дорожит своим человеческим достоинством. Гордый ирландец в куче дерьма. Просить денег за работу стыдно, просить помощи вообще позорно.
    А то, что жена замученная, зассанная детьми, голодная оборванка, что дети тащат неподъемную сумку угля, который собирали в холод и дождь - это ему не капельке не стыдно. Сидит себе в вонючей хибаре и пьет чай.
    Домишка рядом с туалетом, который один на всю улицу. Жизнь благоухает говном со всей округи.
    Знаете, у дождевых червей есть туалеты, а у людей 20-ого века далеко не у всех.
    Может и сейчас не у всех, я уже не удивлюсь

    Не последнее слово в жизни семьи Маккорт за католической церковью, запугавшей грехами до одури. При этом посьба о помощи провоцирует резкое захлопывание дверей. Помогать некогда, работаем на устрашение.
    Я вот искренне не понимаю, как можно бояться ада после смерти, когда на земле живешь в перманентном аду. Казалось бы, чем тут можно устрашать. Но нет, метод найдется, личный подход огребет каждый. Не хочешь быть Братом? Пропускаешь собрания? Рукоприкладство не запрещается. Как и в школе, где лишний, неудобный вопрос вызывают приступ агрессивной истерии у учителя.

    У меня отвисла челюсть от возбуждения города, по поводу попавшей в газеты инфы о контрацепции. Это просто ужас. Им бы ее на заборах клеить, но...
    "только в 1980-м была легализована контрацепция с целью «планирования семьи, а с 1985-го презервативы перестали продавать по рецептам"
    Вместе с экономическим подъёмом 2000-х в Ирландии продолжались крошечные шаги в сторону расширения прав женщин: стала доступна экстренная контрацепция, правда, права женщин в вопросе всё ещё были вторичны — например, врач или фармацевт имел право не продавать средства на основании своих (читай: религиозных) убеждений (из интернета)

    Им бы поменьше рожать, но...
    "Аборты в Республике Ирландия до 2018 года были запрещены законом, кроме случаев спасения жизни матери" (из интернета) .
    Им бы от мужиков таких бежать, как от огня, но:
    "В 1996 году с перевесом менее чем в процент Ирландия проголосовала за легализацию разводов." (из интернета)

    Ирландия является страной, где над жизнью государства огромное влияние имеет католическая церковь, с крайне жесткими рамками и полным отсутствием прав у женщин.

    Книга безусловно заслуживает всеобщего прочтения.
    И не обязательно посыпать пеплом голову.
    Не ради реалий 20 века, не ради смакования нищеты и беспомощности.
    Познакомиться с бытовой жизнью не часто говорящей о себе страны, над которой довлеет государство и религия, с их нравоми и обычиями, законами и католическим послушанием.

    "Хуже несчастного детства - ирландское несчастное детство, но куда хуже - несчастное детство ирландца-католика."

    93
    7,5K