Рецензия на книгу
Таис Афинская
Иван Ефремов
Vitalvass2 сентября 2019 г.Чему учат в храме Афродиты
Ефремова я всегда нахваливал и ставил в пример таким мизантропам, как братья Стругацкие и Оруэлл, за его смелые идеи, веру в человечество и преданность идеалам. Но тут не могу поступиться принципами.
За что следует похвалить эту книгу? А за вышеперечисленное. Ефремов и тут верен себе и дает нам убедительный образ гармонично развитого человека, человека будущего. Но в этом же и кроется источник проблем книги.
Таис - идеальная женщина. Она прекрасна, умна, образована, разносторонне развита, в идеальной физической форме, любознательна, отважна, принципиальна, умеет готовить, легка на подъем, без истерик, не ревнива, любит животных, сострадательна и добра. У нее вообще нет никаких недостатков.
Чуть похуже, но тоже весьма благородные люди окружают ее, в основном, эллинские аристократы, а также продвинутые и либеральные люди из других более варварских стран, тем не менее, выращенные на лучших образцах восточной культуры.
Иными словами, Ефремов попытался нарисовать нам античный мир, но в итоге вышел уникальный фэнтезийный мир, что-то вроде толкиеновского. С античными эльфами и гномами, вечно прекрасными и мудрыми.
При этом нельзя сказать, будто Ефремов не знает, о чем пишет. Взять, к примеру, "На краю Ойкумены", и там образ древнего мира, хоть и не лишен привлекательности и налета романтики, но в целом все-таки жесток и негостеприимен к чужакам. Там есть рабство, насилие, неравенство, дикость - все как и должно быть!
Здесь же мы видим примерно следующее.
Таис, не стесненная в финансовых средствах, путешествует по миру, встречается с разными философами, правителями, жрецами, простыми людьми, учится чему-то и учит других. Редко-редко она попадает в опасные для жизни переделки, кто-то хочет затащить ее в койку, а кто-то убить, но рояли из кустов неизменно спасают ее.
Она может встретиться с каким-нибудь индусом/египтянином, и начинается длинный диалог о том, как надо самосовершенствоваться, заниматься физкультурой, читать книги.
У меня возникает логичный вопрос - почему Ефремов взял на роль проводника по фэнтезийному античному миру именно это историческое лицо?
Ее профессией была гетера. Гетера - это элитная проститутка. Однако, имея много денег, они (гетеры) могли заниматься любимым делом Таис - самосовершенствоваться, читать поэмы, общаться с философами. Однако их карьера начиналась с довольно неприятных для собственной гордости вещей. Еще возможно до совершеннолетия (в начале ей 17 лет) Таис была приучена ублажать мужчин. И первые уроки вряд ли доставляли ей радость. Можете себе представить, если вам 14 лет, и вам в лицо суют какие-то палки...
Разумеется, чтобы достичь своего величия и опыта, Таис пришлось пропустить через себя целые фаланги эллинских мужиков. Однако Ефремов пропускает эту немаловажную деталь.
Впрочем, у Таис на этот счет есть недурная философия. Надо, значится, служить любви как искусству и отдаваться мужчинам, чтобы делать их лучше и самой тоже поднимать себе настроение. И, конечно, отдаваться только достойным - аристократам, царям, благородным людям.
Здесь есть некоторое слабое место в этой философии - а именно финансовое благополучие "достойных людей". То есть, было бы неплохо ,если бы Таис совершила акт благотворительности и занялась любовью с молодым и бедным художником - например, вроде Пандиона из "На краю Ойкумены". Ну, чтобы сделать его лучше, научить его принципам демократии. Но нет... Однако на этот счет у Ефремова есть объяснение, хоть и косвенное, немного мимо темы.
– Скажи, ты любишь деньги, афинянка? – с суровой застенчивостью спросил Клеофрад.
– Зачем задал ты мне такой вопрос? – удивилась и опечалилась Таис.
– Погоди, я не умею говорить, умею только работать руками.
– Не только руками, но головой и сердцем, – возразила Таис, – так скажи, почему начал ты речь о деньгах?
– Видишь ли, ты богата, как Фрина, но Фрина была безумно расточительна, а ты по своему достатку и положению жены первого военачальника Александра живешь скромно.
– Теперь ты говоришь понятнее, – она облегченно вздохнула, – вот мой ответ: деньги не цель, а возможность. Если относишься к ним как к силе, дающей разные возможности, то ты будешь ценить деньги, но они не поработят тебя. Поэтому я презираю людей скупых, однако не меньше противно мне глупое мотовство. В деньгах – великий труд людей, и бросать их все равно что бросать хлеб. Вызовешь гнев богов и сам опустошишься, умрешь, как говорит Лисипп.То есть все же Таис любит деньги, а значит, деньги важнее искусства. И если у любовника денег нет, значит, он их пропил. И значит, он слаб. В этом слышатся отголоски вроде как идейного противника Ефремова - Айн Рэнд.
Очень странно и неправдоподобно, что при таком образе жизни Таис не стала развязной шлюхой и тупой хабалкой.
Немало девушек, одаренных Афродитой превыше многих, возвысилось, принимая поклонение, как царицы, а кончали жалкими рабынями мужчин и вина, сломленными цветами. Любая гетера, ставшая знаменитой, погибнет, если не будет заранее душевно закалена, – в том и смысл учения в храме Афродиты Коринфской.
– Я не понимаю.
– Скоро поймешь. И когда постигнешь, что нельзя стать знаменитой только одной любовью, будет не поздно заняться танцами, искусством веселого собеседника-рассказчика.Значит, нужно читать книги и танцевать, и тогда не станешь старой шлюхой. Ну, это логично! А почему нельзя танцевать и читать книги, но при этом не заниматься любовью за деньги? Ну, тут Таис скажет, что это не она такая, а жизнь такая. Женщинам нельзя воевать, править и заниматься бизнесом, значит, как пелось в одной песне...
Была когда-то бедной, чувихой неприметной,
К которой на проспекте никто не подойдёт,
Теперь я проститутка и каждую минутку,
Меня мужчина денежный в кабачок ведёт.Иногда Таис не берет деньги с мужчин, например, с Птолемея Сотера в самом начале книги. Птолемей знакомится с ней, они идут на природу, а дальше ложатся на траву. Но Таис смотрела уже далеко, она знала, что Птолемей - слуга македонского царевича Александра.
Александр тоже нравится Таис, и еще бы, он при деньгах, при власти, весь из себя тоже великий стратег и тоже идеальный. Александр борется за все хорошее за все плохое. Да, устами некоторых героев Ефремов упоминает, что иногда на образованного и демократичного Сашу находят приступы бешенства и ярости, но это пустяки.
Зато Александр выступает за равенство ВСЕХ людей, вне зависимости от происхождения (странно, зачем тогда ему наследник?). А еще он предельно честный и благородный.
Так, к примеру, один умник посоветовал ему устроить ловушку для врагов - постелить доски с гвоздями, чтобы лошади калечились на них и сбрасывали всадников. У Александра случился натуральный баттхерт, и он казнил изобретателя. Странно, что такого-то? А тыкать в людей копьями - это очень благородно? Или вторгаться в их страны и нарушать их суверенитет?
В наступившем молчании Таис опустилась к ногам Александра, восхищенно глядя на него снизу и поглаживая ладонями глубокие шрамы на его обнаженных коленях. Александр положил руку на ее затылок, под тяжелый узел волос, иНу, вы поняли. Но их прервали.
Где-то к середине книги Таис наконец-то отдается великому царю, и это, конечно, вершина ее карьеры. Очень жаль Птолемея, но слуга должен ведь знать свое место. Впрочем, Птолемея эта ситуация ничуть не смущает, даже несмотря на то, что он хотел бы видеть Таис своей женой и матерью своих детей. Видимо, от того, что "божественный" Александр сунул в его избранницу свое "копье", она становится только лучше.
В реальности же о любовном треугольнике не могло бы быть и речи, потому что Таис была всего лишь проституткой, а не женщиной, в которую прямо все серьезно влюблялись.
Таис становится женой Птолемея, но Александр все равно не упускает случая потроллить своего сатрапа.
– Я рад, что нахожу тебя здесь, почитающей память друга, – сказал Александр. Он улыбался, но глаза его смотрели печально. – Мне бы хотелось поговорить с тобой до возвращения в Вавилон.
– Когда захочешь, царь! Хоть сейчас!
– Нет, слишком много людей будет ждать меня, томясь желанием отдохнуть с концом похода. Я назначу тебе свидание здесь и извещу тебя. Ты разрешишь мне, Птолемей? Ведь твоя жена – мой друг!Вот такие дружеские отношения.
Впрочем, сам Птолемей не горит желанием блюсти верность "лучшей женщине мира".
Несмотря на то, что автор называет Птолемея Сотера мудрым правителем и хорошим военачальником, он выглядит тупым и примитивным самцом, который проигрывает в моральном плане и Александру, и Таис. Таис в итоге от него уплывает строить какое-то идеальное государство.
Что тут скажешь? Роман безусловно хороший, но исторически неправдоподобный. Образ Таис настолько фантастический, что не соответствует вообще ни одной эпохе. Она словно Диана Принс "Чудо-Женщина", пришедшая принести людям счастье. Однако ее светлый образ совершенно не сочетается с грубой варварской эпохой, ей там совершенно не место. Напрасно Ефремов идеализирует людей того времени. Толкиен поступил умнее, желая вывести идеальных и прекрасных разумных существ - он поместил их в сказочную страну.
Кроме того, некоторое навязчивое морализаторство и некоторые даже идеи напоминают книги об эротических приключениях Эммануэль (!). Обе женщины проповедуют свободную любовь и независимость и готовы доказывать это на практике.172,2K