Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
Аноним24 августа 2019 г."Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие"
Фёдор Михайлович ДостоевскийОднажды, средневековая история вновь оживает на средиземноморском побережье Алжира, где расположился тихий городок Оран, когда туда приходят полчища крыс. В скором времени, город со всей свирепостью охватывает чума, не щадящая ни взрослых, ни детей, и чтобы остановить распространение заражения, Оран приходится закрыть на карантин - со всеми умирающими и обреченными. "Чума" - это художественная хроника выживания одного города, борьба с безнадежностью и несбывшаяся антиутопия в одном флаконе. Не важно, что можно подразумевать под "чумой" этого философского романа - любую пандемию физиологического или экзистенциального происхождения, видеть в этом отражение фашизма или саму беспощадную жизнь, важно то, что чтобы не обрушилось на Оран - доктор Рие принял бы это также и это самое важное, потому что "это не героизм, а обыкновенная порядочность".
Наверное, мало что так показывает настоящий характер человека, как смертельная ситуация. И также, как узнав о каждом, "кто из чего сделан", узнаешь также и о себе самом. Способен ли ты в совершенно безнадежной ситуации, вставать каждое утро, чтобы делать свое дело?
При всей кажущейся трагичности и безнадежности, роман достаточно оптимистичный, хоть это и может казаться неуместным противоречием. Что может быть оптимистичного в выживании при чуме? Камю передает силу морального духа людей, способных находить силы на борьбу и воодушевлять ею остальных. Все это показано без лишних од и зажигательных речей персонажей, лишь дела, лишь поступки говорящие сами за себя. Но разве благодаря дружному человеческому сопротивлению останавливается чума? Это было бы в край неправдоподобно. Люди здесь абсолютно не при чем, чума покидает Оран также плавно, как и пришла и нет гарантий, что когда-нибудь крысы снова не вернуться в этот город. Суть силы духа заключалась не в победе, а в выживании, способности сопротивляться в самых критических ситуациях и поиске смысла в безнадежности. Этот поиск имеет скорее духовное значение, однако не в том религиозном значении, как привычно считать. Более того, на примере одного из персонажей, Камю отрицает эффективность веры в сложившейся ситуации, доводя ее к абсурду и подитоживая в стиле известного "спасение утопающих, дело рук самих утопающих". Все это ведет отсылками к Ницше, Достоевскому и самому же Камю с его философскими эссе, где уже не раз были рассмотрены эти многие "проклятые" вопросы, которыми не устает задаваться человечество.
402,1K